ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

художники ищут демократические формы в искусстве, что приводит их к широкому использованию идей, образов и жанров фольклора, в том числе и жанр а сказки. Общие з а ­ кономерности развития русской литературы 80-х гг. XIX ве­ ка нашли своеобразное проявление и в творчестве Л. Н. Тол­ стого. Как уже отмечалось в работах, Толстой часто использо­ вал сказочные мотивы и образы. В «Рубке леса», «Р а зж а л о ­ ванном», «Метели», в «Севастополе в августе 1855 года», «Войне и мире», в трактате «Так что же нам делать?» писа­ тель дает блестящие образцы использования традиционного жанр а для решения своих идейно-художественных задач. А в мае 1886 г. художник завершил одно из лучших народ ­ ных произведений «Сказку об Иване Дур ак е и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах». Произведение глубокофилософского содержания и остро­ социальной проблематики неоднократно привлекало внима­ ние исследователей творчества п и с а т е л я 3. Однако идейно­ эстетическое своеобразие сатиры и ее роль в воплощении авторского замысла изучены недостаточно. А это тем более важно, что некоторые дореволюционные критики и ряд сов­ ременных зарубежных исследователей пытаются затушевать критические начала народных рассказов Толстого. Делается это двумя способами: во-первых, утверждается, что произве­ дения, в которых выразился социальный протест, якобы не имеют большой художественной ценности; во-вторых, крити­ ческий пафос народных рассказов растворяется в их рели ­ гиозной философии. Попытки односторонне-тенденциозного прочтения сказки Толстого не случайны. Еще В. И. Ленин в статье «Герои «оговорочки» опроверг легенду о «монолитности» взглядов и найденном писателем «синтезе», как попытку «радикалов разных толков», перекликающихся с «официозной» Россией, игнорировать сильные стороны творчества Толстого, как стремление отвлечь внимание читателей от конкретных эко ­ номических и политических вопросов, поставленных в произ­ ведении. «Задача дня в наше трудное время — создать нечто, способное дать отпор «оговорочным» людям и «раскислым интеллигентам» *— эти слова В. И. Ленина злободневны и в наши дни. Известно, что, создавая цикл «учительных» рассказов, Толстой ставил задачу пропаганды патриархально-крестьян- 70

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=