ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

КУЩЕНКО 3. Л. (Киров) ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ САТИРЫ В «СКАЗКЕ ОБ ИВАНЕ ДУРАКЕ» Цикл народных рассказов создавался JL Н. Толстым в противовес подделкам под народную литературу и как обра­ зец подлинной, с точки зрения Толстого, народности искусст­ ва. Все свое огромное художественное дарование, весь твор­ ческий гений, отличавшийся неистощимой изобретательно­ стью, всемирно известный автор «Севастопольских рас ска ­ зов», «Войны и мира», «Анны Карениной» устремил на по­ иски таких литературных форм и способов, при помощи которых он мог бы провести свои идеи в среду народного читателя. Ранее применявшиеся приемы оказываются недо­ статочными для решения этой идейно-художественной з а д а ­ чи, и Толстой сознательно изменяет манеру. На этот счет есть прямые авторские подтверждения. Вот одно из них: «Думал о своих неудачных попытках романа из народного быта ’. Что за нелепость?! Задаться мыслью написать сочи­ нение, в котором первое место бы занимала любовь, а дей­ ствующие лица были бы мужики ...»2. Образцы подлинной народности писатель находит в фольклорных жанрах, произ­ ведениях древнерусской литературы и в цикле рассказов, предназначавшихся для народного чтения, широко исполь­ зует эту традицию. Обратившись к созданию произведений для народного читателя, Толстой по-своему решил важную проблему, стояв­ шую перед литературой второй половины XIX века,— пре­ одоление разрыва между книгой, народом и жизнью, что вводит народные рассказы Толстого в русло демократических исканий русской литературы 80-х гг.— времени, когда остро встала проблема борьбы против наводнения книжного рын­ ка «трехкопеечным тряпьем», проблема просвещения народ ­ ного читателя, как первоочередная социальная задача. Салтыков-Щедрин, Короленко, Лесков, Гаршин и другие 69

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=