ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
она отстаивает право «жить, никому не делая зла, кроме себя» (518). Но, осуществившись на практике, трагически гибельно это право и, по-видимому, безнравственно, если приводит человека к потере душевной гармонии, к невозмож ности счастья. Не узнающая себя в зеркале, Анна пережи вает отчуждение от собственной сущности, положительно оцененной художником. С зоркостью ребенка Сережа з ам е чает на лице дорогого человека следы того чуждого, «что так не шло к матери» (452). Последний суд над Анной вершит искусство. Ибо только оно в силах воссоединить, сочетать объективный ход вещей с людской субъективной оценкой. К аж д а я из одинаково пра вомерных сил остается в конечном счете при своем. Необхо димость доводит до логического завершения свое действие — она лишает Анну всякой возможности счастья. Анна выби рает страшный конец, когда осознает это лишение. Личность доказывает свое право и достоинство, согласившись на не бытие, но только не на жизнь без счастья. В последовательном завершении судьбы Карениной в ро мане отразился спор с представлением о необходимости, ко торый вели Толстой и Достоевский в 60—70-е гг., одновре менно и отвергая необходимость ради личности и признавая ее неумолимость. В нем — и раздумья о личности «железно го века», радующей и вдохновляющей своим подъемом, но и внушающей опасения чрезмерностью своих проявлений. Вся беспощадная правдивость «художества» Толстого, его анализа — в показе объективного, необходимого порядка ве щей и борьбы человека с его жестокостью и неумолимостью. Все людское сочувствие Толстого — на стороне героини, че ловека, «ищущего и дающего счастье». И не случайно в главах, рассказывающих о последних терзаниях Анны, вновь после долгого перерыва душа герои ни раскрывается изнутри. Повествователь растворяется в пе реживаниях Анны, и на первый план выдвигается кардио грамма «больного сердца». Толстой — со страдающим чело веком. Его личное сочувствие не позволяет ему взять на себя ни роли проповедника, ни роли судьи. Но анализ — его су щество. И только один шаг в сторону героини, шаг поближе к ней, выражающийся в совпадении между Анной и повест вователем, говорит о личном пристрастии художника. От истины он не отходит, моральным принципом не пренебре гает. Однако Анна оправдывается не морально, а эстетиче- 3* 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=