ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
дает фатализм , когда она ссылкой на судьбу, на полную де терминированность своего поведения как бы отказывается от своей свободы, снимает с себя ответственность. Это похо же и на попытки «задобрить» и из чувства самосохранения «обмануть» неуклонно осуществляющуюся необходимость... Приехав к Анне, увидев изменения в ее облике, рассмот рев не устраивающий ее образ жизни, Долли начинает кор ректировать свое слишком отвлеченное и умозрительное оправдание Карениной поправками на реальность. Это ее оправдание было лишь частичной истиной, не основанной на учете происходящих изменений в судьбе Анны, на учете р а з вития определяющей ситуации. И тот же постепенный ход событий, их логика приводят саму Анну к выводу, что сча стье для нее больше невозможно, что выхода нет, что душев ное удовлетворение недостижимо. Героиня наказывается невозможностью счастья за то, что изменила принципу, который можно условно назвать принци пом Татьяны Лариной,— за измену принципу нравственного, духовного равновесия, достойного покоя и свободы — в по кое. Разрушительное двоение между материнской любовью к Сереже и женской страстью к Вронскому только и может привести к противоестественной односторонности, к чрезмер ности самодовлеющей страсти, любви-господству, любви-рев ности, которая означает безнадежную попытку компенсиро вать потери, а ведет к гибели. У страшного высшего императива и у людского милосер дия свои сферы приложения, свои орудия. Измотана и обес силена Анна в поединке один на один со страшной силой, отказавшей ей в счастье. Эта сила, эта неумолимая, непре клонная воля в разных обликах персонифицируется, опред мечивается в романе. Нет, не трагедия любви изображена Толстым. Ведь страшный кошмар, предвещающий гибель Анны,— образ кующего мужичка — несколько раз повторял ся «ей в сновидениях еще до связи с Вронским» (630). Уже тогда теплился в героине соблазн свободного личностного проявления, уже тогда давали о себе знать возможности, позднее вылившиеся в дерзкое, протестующее поведение. И в конце концов этот мужичок, не обращая на свою жертву внимания', как и положено непонятной необходимо сти, совершил свое «какое-то страшное дело в железе над нею» (630). В нем — отчужденная и отчуждающая, надчело веческая сила, и она же — в «злом духе», вселившемся в Анну в последние месяцы перед гибелью. Под его властью 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=