ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
Однако и действия Анны обусловлены не менее могущест венной силой, воплощают не менее непреложный фактор. Хотя объективный ход вещей — против Анны, хотя в нем — ее осуждение, она как личность не сводится к необходимо сти, не совпадает с нею, в некоторой мере свободна от нее. Сила толстовской героини — сила личностного подъема, про явления, исторически обусловленного, выражаемого писате лем в образах главных и неглавных героев. Подпав под влияние трагической ситуации, ощущая ее неумолимое р а з витие, Анна борется с ней, мучительно отыскивая путь к не возможному счастью и тем самым доказывая ценность лич ности. Трагический спор между необходимостью и свободной личностью — спор в духе исканий русской прозы 60—70-х гг. и особенно — в духе исканий Достоевского. Проблема сво боды и необходимости в творчестве автора «Преступления и наказания» — центральная. Его герои тоже борются со сте ной необходимости, доказывают свою независимость от не умолимых законов, дорого расплачиваются за горькую и сладкую цену относительной свободы. Поединок между личностью и необходимостью отражен и в оценочном строе романа. Анна признает свою вину перед сыном. Отвращение и ненависть ее к Каренину — оборотная сторона ее если не стыда перед ним и чувства вины, то по крайней мере нравственной уязвленности. Необходимость, объективная логика — не только нечто противостоящее, не только действующее извне, со стороны. Необходимость про является и через само явление, через субъекта. И понятны попытки опереться на ее логику, на ее непреложность. Долли размышляет о судьбе Анны: «В чем же она вино вата? Она хочет жить. Бог вложил нам это в душу» (511). В этих словах наиболее близкое Толстому обоснование не виновности героини, ее субъективное оправдание, освобож дение от исходной вины, которое возможно лишь в людском мнении, тоже не совпадающем с необходимостью. Здесь и признание неизбежности поведения Анны и близость к осо знанию правомерности всех проявлений личности. Ссылка на необходимость как попытка снятия вины и не гативной оценки, как самооправдание звучит и в размышле ниях Анны: «Неужели они не простят меня, не поймут, как это все не могло быть иначе...» (248); «Но я не была вино вата. И кто виноват? Что такое виноват? Р а зв е могло быть иначе?» (534). В свободно живущей личности порой побеж 3-3623 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=