ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

обречена на действия в жестоких условиях этой ситуации. Толстой в семье видит некоторую гарантию устойчивости для человека в переворотившемся мире. Поэтому ситуация, в ко­ торую попала Анна, для него объективно сохраняет характер виновности, греха, нарушения. И то, что она действительно существует, признается и самой Анной (она виновата перед сыном, перед семьей, перед мужем) и выражается в безна­ дежно трагическом положении, в котором находится К ар е ­ нина, разрывающаяся между сыном и Вронским, не любящая дочери, не создавшая новой семьи. Вина Анны объективна, хотя Толстой сочувствует ее субъ­ ективным оправданиям, как сочувствуют ей Долли, Левин, Сережа, как мы из нашего времени понимаем невозмож­ ность ее жизни с Карениным. И эта ситуация — исходная в судьбе героини. Она нависает своей роковой тяжестью над всеми дальнейшими поступками героини, подспудно ра зви ­ вается, приводя к трагическим результатам. Она взята ху­ дожником как данное, и героиня эту ситуацию не выбрала, так как бросилась в свою страсть без опыта и необдуманно. Но существенно то, что создателя романа по преимуще­ ству интересует в судьбе Анны, как она ведет себя в уже сложившейся ситуации. Центр тяжести падает на поведение личности в условиях ситуации, чреватой трагизмом. Все главное в жизни Анны начинается тогда, когда она выбирает линию поведения, ищет решение, которое дало бы и сохра­ нило надолго ее счастье, ее достоинство, ее душевную г ар ­ монию. В сюжетно-фабульных перипетиях, передающих основную коллизию, тем самым возникает как бы два «этажа», два горизонта. Исходная ситуация вины — и в ее пределах развивается малое, суженное действие — поведение незаурядной личности, пытающейся остаться верной себе, осваивающей на собственном опыте важнейшие нравствен­ ные уроки. Внимание художника приковано к самоопределению лич­ ности, очутившейся в состоянии свободы и спорящей с не­ обходимостью. Все действия Анны носят открыто характер вызова, протеста, направлены по своему нравственному и психологическому вектору против необходимости, против причинно-следственной связи, в которой развивается ситуа­ ция вины. Грозная формула эпиграфа задае т метафорически именно тему неумолимой необходимости, царящей и в обла ­ сти нравственной жизни человека, охватывающей все его поступки. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=