ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

воряется в восприятии Анны, в ее переживаниях, это важно. Именно положительная моральная и эстетическая оценка, возможная при условии духовного равенства между автором и героем, их конгениальности, их созвучия в проявлении,— только она у Толстого дает основания для идентификации, для совпадения авторского посредника с героем. Посмотрим, как это проявляется в решающие моменты судьбы героини. При этом надо оговорить, что реалистиче­ ское изображение к одной авторской оценке не сводится. Оно и содержит определенную художественную реальность, отра­ жающую жизненные соотношения, и несет оценки героев, не совпадающих с автором. Кроме оценки, есть еще и анализ, осуществляющийся и через инстанцию повествователя и че­ рез сюжет и композицию. Сюжетно-фабульное развитие у реалиста прежде всего отражает объективную логику явле­ ния. Анализ — это исследование истины. Анализ может спо­ рить с оценкой, особенно предшествующей ему, исходной, заданной с самого начала. В оценочном строе романа, как мы видели, грозному и жестокому смыслу эпиграфа противостоят сочувственные и прощающие оценки героев, близких автору. Это противостоя­ ние не выглядит как нечто внешнее по отношению к содер­ жанию произведения. И если всмотреться повнимательнее, то оказывается, что спор-борьба между суровым императи­ вом и людским отношением пронизывает всю смысловую основу романа. Истина же, по-видимому,— не в эпиграфе, не в противоречащей ему оценке Долли, как н другого дей­ ствующего лица... Художественная истина вмещает в себя смысл и того и другого. Прежде всего на судьбе Анны показана не трагедия люб ­ ви, не трагедия сем'ьи, но по преимуществу — трагедия лич­ ности. «Мысль семейная» играет свою важную роль постоль­ ку, поскольку с ней связано счастье, достоинство и спокойст­ вие личности. В семье, по Толстому, условие человеческого счастья, центральное, хотя и не единственное. И особенное значение, конечно, имеет семья в жизни женщины с ее уре­ занными правами и возможностями участия в общественной жизни того времени. Анна для художника — замечательное, интенсивное, пол­ ное воплощение личностного начала. Жен с к а я же природа только придает ему еще большую органичность и непосред­ ственность. Но изначально положительно оцененная автором Анна поставлена почти с самого начала в ситуацию вины и 63

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=