ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
ними. Его роль чаще всего связывающая и информационная. Зато в повествовании у Достоевского наблюдается более раннее отпочкование собственного слова героя, его понятий, его восприятия. «Кругозор» героя заслоняет, порой вытес няет взгляд повествователя, соперничает с ним. Однако эти реальные различия между повествованиями Толстого и Достоевского (их, кстати, учел М. М. Бахтин, противопоставляя в своей книге монологизм и полифонизм) еще не объясняют, как же все-таки выражается авторская оценка в толстовском произведении и как она соотносится со стремлением художника к объективности. Ведь в романе «Анна Каренина» он сознательно отказался от «пафоса» и «рассуждений», т. е. открытого выражения своей позиции и оценки, и единственным средством изображения и самовы ражения оставил себе «яркий реализм» (слова М. Каткова). Но последнее не означает, что он отказался судить и оцени вать. Только его оценка выражается специфически, и она сложна и неоднозначна. В романе преобладает анализ повествователя, так ск а зать, не «рассуждающего», нигде не переходящего на прямой «пафос». Однако, д аже если в произведении с оценочной сто роны упор сделан не на суд автора, а на самооценку героев (как пишет, например, М. Н. Б о й к о 7), то нельзя не з ам е тить, что почти всю информацию о самооценке, героя чита тель получает через призму повествователя, присутствующего везде. Чтобы сделать выводы об авторской оценке, по-видимому, надо посмотреть, как соотносятся между собой сознание ге роя и «кругозор» повествователя. Это поможет увидеть, на наш взгляд, роль и значение важнейшего структурного сред ства, передающего авторскую оценку в прозе Толстого и Д о стоевского. У этих художников носит содержательный и цен ностный характер сама степень проникновения повествова теля в мир героя, мера его присутствия при герое, соотношение точек зрения. У Толстого, как и у Достоевского, принцип раскрытия «изнутри» для одних героев — принцип бытия образа, для других — всего лишь одно из средств их изображения. Воз можности относительно независимого раскрытия «изнутри», возможности личностного самобытия даются героям, отноше ние автора к которым не укладывается в однозначные — по ложительные или негативные — определения и которые в чем-то близки автору. Когда повествователь исчезает, раст 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=