ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
хотя голос его здесь наиболее объективен по сравнению с двумя другими толстовскими романами. По-иному обстоит дело с правом на суд и оценку у Д о стоевского. Есть в произведении Толстого лицо, сходное скорее с ге роями Достоевского, закрывающимися, ощетинивающимися при всяком прикосновении со стороны, агрессивно не прини мающими чужого участия. Не случайно этот персонаж нахо дится на периферии изображения. Это Николай Левин. И для него характерно активное неприятие всякой завершенной оценки извне. У него раздражение вызывает, что только не давно приехавший брат уже «все понял и оценил» в его по ложении (81). Так и Раскольников часто ощущает «свое обычное неприятное и раздражительное чувство отвращения ко всякому чужому лицу, касавшемуся или хотевшему толь ко прикоснуться к его личности» 5. Поэтому в системе Достоевского оценивающий находится от оцениваемого на значительном расстоянии и избегает д а вать свое окончательное мнение, завершенную оценку, отка зывается от комментирования чужого поведения. Это подчас следует и из того факта, что оценивающий сам еще не знает истины, не уверен в ней. Он не сомневается в моральных ценностях, но истина и мораль у Достоевского не адекватны. Основное же передоверяется самой личности, подвергаемой оценке. Отсюда — принцип «дело чужой совести», если упо требить формулу Версилова, который оговаривает свое не вмешательство в самоопределение других людей. Сам решает человек, сам несет свой крест. И благоговейное доверие зву чит в словах Мак ара Ивановича Долгорукого о тех людях, у кого «сердце неспокойное»: «...сам казнит себя человек. А ты их обходи и им не досаждай, а перед ночным сном их поминай на молитве, ибо таковые бога ищу т»6. На принципе невмешательства, на неприятии чужого суда строятся отношения между личностями в мире Достоевского, и ссылка художника на высший суд при истолковании «Анны Карениной» этим и обусловлена. Верховный судья в таком случае высоко и далеко, и нет его посредника-представителя среди трагически живущих людей, как нет соответствующей ему инстанции и в структуре романов Достоевского. Отсюда — урезанное знание повествователя о происходя щем (в большинстве романов этого периода он знает о том, что происходит сию минуту, но не в целом). Не дает он ши роких квалификаций совершающихся событий, не стоит «над» 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=