ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
конов. Он задан еще в эпиграфе, но грозную эту формулу можно понять только в системе конкретных оценок, прони зывающих произведение. Весь роман — диспут о виновности и прощении, о наиболее правильных критериях суда и при говора. И особенно, конечно, мотив вины, осуждения и про щения связан с образом и судьбой Анны. Присмотримся к высказываниям персонажей. Это не мо жет дать полного решения проблемы, но'' обеспечит по край ней мере подход к нему. Открыто заявленные на страницах оценки, звучащие из уст самых различных персонажей, не равны обычным бытовым суждениям, которыми так наполнен наш житейский обиход. Это отраженные оценки, логическое содержание их обострено. В них — весьма показательные вы ходы индивидуальной авторской интерпретации, приоткрытие законов и принципов, имевших, возможно, формообразующий характер. Это оценки изображенные и — следовательно — выражающие сущность. У мнения, что Толстой отрицает в романе правомочность суда людского и ставит над ним могущество и знание суда высшего, божьего, были достаточно серьезные сторонники. Среди них — Достоевский, высказавший это мнение в «Днев нике писателя» в известном отклике на роман «Анна Каре нина». Однако, если посмотреть, чьими устами провозгла шается в произведении отказ человека от суда над себе по добными, то обнаруживается сомнительность или малая доказанность таких утверждений. «...Их будет судить бог, а не мы»,— з аявля ет относитель но жизни Анны и Вронского княжна Варвара, третьестепен ный персонаж, антипатичная Д о л л и 4. Не способный жить сердцем Сергей Иванович Кознышев в разговоре с матерью Вронского, не собираясь высказываться прямо и развернуто, уклончиво отвечает на жестокие слова в адрес погибшей Анны: «Не нам судить, графиня...» (652). Вряд ли возможно, чтобы центральная авторская трактовка проскальзывала только в речи незначительных и не положительно оцененных персонажей... Степан Аркадьевич Облонский тоже как будто не хочет бросить камень. Он говорит Каренину: «...я не беру и нико гда не возьму на себя судить ту или другую сторону...» (322). Но за этим отказом от суда и оценки — скорее безответст венность, эгоистическая самоуспокоенность. Такой отказ вряд ли этичен, по Толстому. И ни один из близких к нему героев судить не отказывается — не в пример героям Достоевского. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=