ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

бующим к себе предельно бережного отношения и доверия, не допускающим открытого вмешательства со стороны. Ми­ ровосприятие героя — для Толстого и Достоевского отчасти «запретная зона», проникновение в которую допустимо толь­ ко в ограниченных пределах и особых формах. Романы Толстого и Достоевского — ни в коем случае не самоизображение художников — при всех отдельных связях между автором и близкими ему героями. По преимуществу они представляют изображение другого человека в незави­ симости, «самости», полноте его духовного проявления, ко­ торое берется как часть объективно сущей реальности, р а с ­ крывается «из него» самого. При этом писатели показывают человека, чтобы и оценить его, но в оценочном подходе обоих писателей много различий при общей гуманистической осно­ ве. Сугубо индивидуальны и средства оценки в их романах. «...И кто определит мне, что свобода, что деспотизм, что цивилизация, что варварство? И где границы одного и дру ­ гого? У кого в душе так непоколебимо это мерило добра и зла, чтобы он мог мерить им бегущие запутанные факты?.. И кто видел такое состояние, в котором бы не было добра и зла вместе? И почему я знаю, что вижу больше одного, чем другого?..» 2. Раздумье о границах добра и зла, о правомочности че­ ловеческого суда и оценки, прозвучавшее в «Люцерне»,— это раздумье не одного Толстого, но в его творчестве оно было постоянным. И оно не могло не повлиять на логику авторской оценки внутри произведений. Художник, не ставя под сомнение саму возможность и необходимость своей оцен­ ки героя, неоднократно беспокоится о форме ее выражения, стремится отказаться от ее прямой подачи. Как осознанное правило он формулирует в письме к М. Каткову по поводу романа «Анна Каренина»: «ни пафос, ни рассуждения я не могу употреблять»3. Роман «Анна Каренина» правомерно сопоставлять с про­ зой Достоевского. Он и по времени создания и по особенно­ стям своей структуры подходит для сравнения. Выяснение смысла авторской оценки в толстовском произведении помо­ гает дополнительно уточнить авторские акценты в романе, позволяет поставить некоторые утверждения на почву обос­ нованного доказательства. Одним из важнейших смысловых мотивов романа являет­ ся мотив нравственной вины и возмездия, суда человеческого и суда высшего над нарушителями этических правил и за- 58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=