ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
бующим к себе предельно бережного отношения и доверия, не допускающим открытого вмешательства со стороны. Ми ровосприятие героя — для Толстого и Достоевского отчасти «запретная зона», проникновение в которую допустимо толь ко в ограниченных пределах и особых формах. Романы Толстого и Достоевского — ни в коем случае не самоизображение художников — при всех отдельных связях между автором и близкими ему героями. По преимуществу они представляют изображение другого человека в незави симости, «самости», полноте его духовного проявления, ко торое берется как часть объективно сущей реальности, р а с крывается «из него» самого. При этом писатели показывают человека, чтобы и оценить его, но в оценочном подходе обоих писателей много различий при общей гуманистической осно ве. Сугубо индивидуальны и средства оценки в их романах. «...И кто определит мне, что свобода, что деспотизм, что цивилизация, что варварство? И где границы одного и дру гого? У кого в душе так непоколебимо это мерило добра и зла, чтобы он мог мерить им бегущие запутанные факты?.. И кто видел такое состояние, в котором бы не было добра и зла вместе? И почему я знаю, что вижу больше одного, чем другого?..» 2. Раздумье о границах добра и зла, о правомочности че ловеческого суда и оценки, прозвучавшее в «Люцерне»,— это раздумье не одного Толстого, но в его творчестве оно было постоянным. И оно не могло не повлиять на логику авторской оценки внутри произведений. Художник, не ставя под сомнение саму возможность и необходимость своей оцен ки героя, неоднократно беспокоится о форме ее выражения, стремится отказаться от ее прямой подачи. Как осознанное правило он формулирует в письме к М. Каткову по поводу романа «Анна Каренина»: «ни пафос, ни рассуждения я не могу употреблять»3. Роман «Анна Каренина» правомерно сопоставлять с про зой Достоевского. Он и по времени создания и по особенно стям своей структуры подходит для сравнения. Выяснение смысла авторской оценки в толстовском произведении помо гает дополнительно уточнить авторские акценты в романе, позволяет поставить некоторые утверждения на почву обос нованного доказательства. Одним из важнейших смысловых мотивов романа являет ся мотив нравственной вины и возмездия, суда человеческого и суда высшего над нарушителями этических правил и за- 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=