ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
СВИТЕЛЬСКИЙ В. А . (Воронеж) ЛОГИКА АВТОРСКОЙ ОЦЕНКИ В РОМАНЕ Л. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» При анализе русской реалистической прозы, особенно произведений с психологической установкой и сложным от ношением художника к изображаемому человеку, ни один исследователь или критик не может избежать выводов об авторской оценке. Однако довольно часто эти выводы осно вываются на субъективных наблюдениях и д аже домыслах, так как сам аппарат точного обнаружения авторской оценки разработан недостаточно. Выяснить логику оценочного от ношения автора к героям — значит показать основные прин ципы оценки, как она выражена внутри произведения, в са мой его структуре, и ее нравственно-философскую и эстети ческую базу. Не меньшее значение имеет и исследование средств оцен ки, применяемых писателем. Автор далеко не всегда выра жа ет свою оценку персонажа в прямом, открытом высказы вании (повествователя или близкого героя). Иногда для него принципиален отказ от такого высказывания. Д л я изучения проблемы на материале творчества Толстого много сделано Б. М. Эйхенбаумом, В. В. Виноградовым, Л. М. Мышков- ской, ценные соображения содержатся в работах Я- С. Би- линкиса, С. Г. Бочарова, Э. Г. Бабаева , М. Н. Бойко, П. П. Громова, Е. Н. Купреяновой, М. Б. Храпченко и др. Особого внимания требует концепция М. М. Бахтина *, помогающая по-новому посмотреть на суть открытий реалистической про зы, но нуждающаяся в некоторой корректировке и дополни тельном обосновании. Оценочное отношение к изображаемому человеку в рома нах Толстого и Достоевского во многом определяется стрем лением этих художников как можно правдивее, объективнее и полнее раскрыть духовное бытие личности. Д л я них внут ренний мир человека является предметом изображения, тре 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=