ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

ское значение. Образ книги в этом контексте — это образ с а ­ мой жизни, это все те тревоги, обманы и зло, которые по­ знала Анна и которые открылись ей, освещенные светом соз­ нания. Видение жизни без всяких покровов представлено в последнем, развернутом на три главы (XXVIII—XXIX—XXX) внутреннем монологе Анны. Реально-бытовой образ— читать книгу при свече — перерастает в метафору, символический образ познания жизни, в художественной структуре которого синтезируется и бытовое, и философское, и этическое, и эсте­ тическое начало. Эта метафора приравнивает ясновидение Анны к способности видеть жизнь без покровов, доступной только художнику. Так в «замке» свода оказываются рядом художник Михайлов, Константин Левин и Анна Каренина. Примечания 1. Этого вопроса касаются исследователи: Э. Г. Б а б а е в в ст. «Л. Н. Толстой в борьбе за реализм в живописи» — Уч. зап. Ташкентско­ го вечернего пединститута. Вып. 7, 1959; в ст. «Сюжет и композиция ро­ мана «Анна Каренина» — в кн. «Толстой-художник». Сборник статей. Изд. АН СССР, М., 1961; в кн. «Роман Льва Толстого «Анна Каренина». Приокск. книжн. изд., Тула, 1968; Н. Н. Г у с е в в кн. «Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год». Изд. АН СССР. М., 1963; Е. Н. К у п р е я н о в а в ст. «Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л. Толстого в романе «Анна Каренина» — журн. «Русская литература», 1960, № 3. 2. В 70-х от. у Толстого усиливается интерес к картинам на религиоз­ ные сюжеты. Он жалеет, что не был на выставке 1878 г. именно потому, что там были выставлены картина Мясоедова «Молебствие во время за ­ сухи» и Савицкого «Встреча иконы». «Содержание этих картин для меня интересно»,— пишет он Стасову 6 апреля 1878 г. (Поли. собр. соч., (юб. изд.), т. 612, стр. 404). 3. Эта связь отмечена Э. Г. Бабаевым в ст. «Сюжет и композиция ро­ мана «Анна Каренина». Сборн. «Толстой-художник». Изд. АН СССР, М., 1961, стр. 175—176. 4. В комнате С. А. Толстой в Ясной Поляне находится фотографиче­ ский снимок с картины И. Н. Крамского «Христос в пустыне». По мнению Н. П. Лузина, фотография могла быть подарена художником в семью Толстых. (О том, что такие фотографии были изготовлены в 187Э г., из­ вестно из письма И. Н. Крамского к А. Д. Чиркину от 27 декабря 1873 г.— См. в кн.: И. Н. К р а м с к о й . Письма. Статьи. В двух томах. Том I, изд. «Искусство», М., 1965, стр. 220). 5. См. письмо Ф. А. Васильеву 27 января ,1873 г. В кн.; И. Н. К р а м ­ с к о й . Письма. Статьи. Том I, изд. «Искусство», М., 1965, стр. /151; пись­ мо В. М. Гаршину 16 февраля 1878 г. Там же, стр. 446—4417. 6. См. главу об «Анне Карениной» в кн.: История русского романа, т. 11, изд. «Наука», М.—Л., 1964, стр. 341—348. 7. См. ст. Н. Г. М а ш к о в ц е в а об И. Н. Крамском в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Под ред. А. И. Лео­ нова. Т. I, изд. «Искусство», М., 1962, стр. 35. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=