ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

этапе его исканий, в 70-е гг., эстетический идеал находится в тесной взаимосвязи с этическим. Весь мир в романе разделен на две сферы: поэтическую и непоэтическую, и понятия эти обнимают очень широкое со­ держание. Это движение живой жизни, вечное обновление ее, красота материнства — и смерть; неудовлетворенность н а ­ стоящим, неустанные духовные искания — и довольство со­ бой, духовный застой; любовь, внимание к человеку — и ж е ­ стокость, равнодушие к нему; бескорыстие — и эгоизм; живое восприятие жизни, искусства, красоты природы — и бесстра­ стное повторение модных фраз об искусстве и красоте; на­ конец, способность создавать новую красоту, снимая покровы с самого ядра живой жизни,— и удел быть лишь дилетан­ том. Героев романа Толстой проверяет их отношением к пре­ красному, к искусству. Из многих аспектов этой темы возь­ мем лишь один. Прием введения круга чтения для характеристики героя в романе «Анна Каренина» приобретает новую функцию, ста­ новится средством психологического анализа. Говоря, на­ пример, о Каренине, Толстой связывает круг его чтения со сферой умственных интересов, подчеркивая, что поэтический мир никак не задевал его души. Вронский часто показан за чтением французского романа, но ни разу не сказано о том, какое воздействие оказывает на него книга. Как средство собственно психологического анализа круг чтения вводится для раскрытия характера Анны Карениной. Примечательно, что Анна в отличие от Вронского читает английские романы, а именно английских авторов, как известно, высоко ценил сам Толстой. В том, как «взаимодействуют» чувства Анны с чувствами и поступками героев книг, как в каждом новом эпизоде меняются и сами книги, меняется и их восприятие, как иным становится сам процесс чтения, отражается н азре­ вание внутренней драмы героини. И если в начале романа Толстой показывает, изображает психологическое состояние Анны, затем вводит сообщение от автора, то уже в седьмой части он передает право комментария самой героине, и этот самоанализ усиливает ощущение драматизма именно тем, что выявляет сознание непосредственно самой Анной безна­ дежности и безвыходности ее положения. Сама жизнь стано­ вится для Анны открытой книгой. В конце седьмой части, в сцене самоубийства Анны, появ­ ляется, несомненно, подготовленный всем предыдущим, образ книги, приобретающий здесь совершенно особое, символиче­ 54

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=