ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
Толстой не отрицает мысль в угоду чувственно-образному началу произведения, но он настаивает на том, что бла года ря специфическим законам искусство способно воспроизво дить жизнь во всех ее сложнейших связях, и воспринимать художественное произведение во всем богатстве его содержа ния нужно только целиком, иначе (при разложении сцепле ния на составные элементы, на отдельные идеи, при «назы вании» идей, пересказе их изолированно от всех связей и от целого) неизбежно обедняется содержание, и произведение воспринимается искаженно. Толстой ставит проблему вос приятия произведения искусства, ищет факторы, обуславли вающие возможность восприятия, равнозначного художниче скому. Логика рассуждений Б. Эйхенбаума приводит к неверно му, на наш взгляд, толкованию эпизода со случайным стеа риновым пятном на рисунке Михайлова; он считает, что Тол стой здесь «подчеркивает инстинктивность, стихийность твор чества». Нам кажется, что исследователи допускают ошибку, анализируя весь этот эпизод вне реально-бытового контекста, в который он включен у Толстого в начале X главы. «Он д е лал рисунок для фигуры человека, находящегося в припадке гнева. Рисунок был сделан прежде; но он был недоволен им» (395). До того как увидеть прежний рисунок, теперь з а к ап ан ный стеарином, художник сам в ссоре с женой испытывает чувство гнева, и это, по-видимому, помогает ему уловить внутреннее состояние человека, которого он изображал , и возможную пластику тела и жестов; а неожиданное стеари новое пятно, изменившее прежнюю и придавшее ему новую позу, активизировало творческое воображение. Не стихий ность и бессознательность творческого акта, а признание значения психологического фактора, эмоционального состоя ния художника — вот на что обращает внимание Толстой. Это подтверждается высказыванием Толстого, воспроизведен ным в воспоминаниях В. И. Алексеева, относящихся к 1877 г.: «Истинно художественное изображение жизни у писателя выходит тогда только, когда он сможет сам прийти в то со стояние, которое описывает в людях...» 24. Еще одна закономерность творческого процесса, тесно связанная с законом единства произведения, представлена в романе как проблема взаимодействия техники и таланта. Михайлова и Толстого р а зд р аж а е т разговор о технике как о едва ли не главном условии творчества. Они знают, что тех нике может научиться каждый («малый ребенок», «кухар 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=