ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

Толстой не отрицает мысль в угоду чувственно-образному началу произведения, но он настаивает на том, что бла года­ ря специфическим законам искусство способно воспроизво­ дить жизнь во всех ее сложнейших связях, и воспринимать художественное произведение во всем богатстве его содержа­ ния нужно только целиком, иначе (при разложении сцепле­ ния на составные элементы, на отдельные идеи, при «назы­ вании» идей, пересказе их изолированно от всех связей и от целого) неизбежно обедняется содержание, и произведение воспринимается искаженно. Толстой ставит проблему вос­ приятия произведения искусства, ищет факторы, обуславли­ вающие возможность восприятия, равнозначного художниче­ скому. Логика рассуждений Б. Эйхенбаума приводит к неверно­ му, на наш взгляд, толкованию эпизода со случайным стеа­ риновым пятном на рисунке Михайлова; он считает, что Тол­ стой здесь «подчеркивает инстинктивность, стихийность твор ­ чества». Нам кажется, что исследователи допускают ошибку, анализируя весь этот эпизод вне реально-бытового контекста, в который он включен у Толстого в начале X главы. «Он д е ­ лал рисунок для фигуры человека, находящегося в припадке гнева. Рисунок был сделан прежде; но он был недоволен им» (395). До того как увидеть прежний рисунок, теперь з а к ап ан ­ ный стеарином, художник сам в ссоре с женой испытывает чувство гнева, и это, по-видимому, помогает ему уловить внутреннее состояние человека, которого он изображал , и возможную пластику тела и жестов; а неожиданное стеари­ новое пятно, изменившее прежнюю и придавшее ему новую позу, активизировало творческое воображение. Не стихий­ ность и бессознательность творческого акта, а признание значения психологического фактора, эмоционального состоя­ ния художника — вот на что обращает внимание Толстой. Это подтверждается высказыванием Толстого, воспроизведен­ ным в воспоминаниях В. И. Алексеева, относящихся к 1877 г.: «Истинно художественное изображение жизни у писателя выходит тогда только, когда он сможет сам прийти в то со­ стояние, которое описывает в людях...» 24. Еще одна закономерность творческого процесса, тесно связанная с законом единства произведения, представлена в романе как проблема взаимодействия техники и таланта. Михайлова и Толстого р а зд р аж а е т разговор о технике как о едва ли не главном условии творчества. Они знают, что тех­ нике может научиться каждый («малый ребенок», «кухар­ 52

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=