ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
и возникают в творческом сознании в единстве с целым. Голенищев, не способный постичь единства целого, выхваты вает в картине Михайлова одну, важную, но оказавшуюся случайно в поле его зрения деталь: фигуру Пилата. А взору художника доступно все сложное единство: «...вся картина его ожила пред ним со всею невыразимою сложностью всего живого» (399). В варианте № 121 (рук. № 77) это положение расшифровано подробно; выше процитированная фраза, син тезирующая всю мысль, там отсутствует, и вместо нее вве дено рассуждение, которое можно рассматривать как невы сказанный ответ Толстого и Михайлова на замечание Голе нищева: «Если бы человек был в состоянии сделать существо, которое говорит, двигается и живет, судьи стали бы рассмат ривать это существо и, открыв ему рот, нашли бы, что у это го существа есть маленький язычек в конце неба, и сказали бы: «Однако как верно он сделал это, д аже и маленький язычек не забыт». Подобное же чувство испытывал Михай лов, слыша замечание Голенищева. Он хвалил за то, что не забыт был язычек. Язычек же не мог быть забыт, потому, что сделанное существо должно говорить»20. В варианте № 122 (рук. № 77) за фразой, которой заканчивается XI глава в основном тексте романа, следовало продолжение, опять воз вращавшее к закону рождения произведения как сложного единства: «Михайлов... не мог и не хотел сказать единствен ного несомненного довода — того, что если он художник, а это он знал твердо, то он не может выдумывать так для сво их произведений, а ему открываются произведения, которые он выводит готовые со всеми условиями их жизни ...»21. Все эти положения формулируются Толстым в письме к Н. Н. Страхову от 23 и 26 апреля 1876 г., которое было от ветом на высказывание Страхова о романе «Анна Карени на», и в этой переписке сложилась ситуация, аналогичная той, которая возникла между Михайловым и Голенищевым в XI главе. Именно здесь этот закон единства назван Тол стым законом сцепления мыслей 22. Комментируя это письмо, Б. М. Эйхенбаум 23 всецело сводит мысль Толстого к тезису Шопенгауэра о противопоставлении идеи и понятия, в резуль тате чего «художник не сознает in ab s tra c to намерения и це ли своего произведения». Думается, что мысль Толстого сводится не к отрицанию сознательной основы творчества, не к отрицанию «понятия», а к утверждению специфического характера выражения его в искусстве (чтобы выразить, надо заново написать роман). 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=