ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

стического изображения Христа Михайловым, так и Воркуев, говоря о новых иллюстрациях к Библин французского худож ­ ника 18, обвинял его «в реализме, доведенном до грубости» (584). Толстой видит связь между тенденциями развития русской и французской современной живописи, и эта тенден­ ция в развитии французского искусства от реализма к нату­ рализму пугает его. В роман введена еще одна картина Михайлова, совершен­ но иначе воспринятая теми же героями. Это жанров ая сцена с изображением двух мальчиков в тени ракиты за рыбной ловлей. Сюжет ее не вызывал спора, и оценка ока залась чи­ сто эмоциональной: «— Ах, к акая прелесть, что за прелесть! Чудо! К ак а я прелесть! — заговорили они в один голос» (401). Картина вызвала единодушное искреннее восхищение и объ ­ единила всех. В основном тексте романа оставлена эта к а р ­ тина с подчеркнуто нейтральным сюжетом. В варианте № 121 (рук. № 77) фигурировала другая картина, которая вызвала совершенно аналогичную реакцию, но заставила Голенищева произнести слова, тут же зачеркнутые Толстым: «Вот это без идей» 19. Реплика Голенищева противоречила очевидной связи сюжета картины с личной драмой Анны, да и сама к а р ­ тина оказывалась «с идеей». Это реалистическое полотно з а ­ ключало в себе высокое нравственное начало и тоже стало толчком к объединению людей — Анны с ее детьми. Как же объяснить параллельное введение в одной проб­ лемной ситуации двух картин разного плана, принадлежащих одному художнику и в восприятии определенной категории зрителей противостоящих друг другу? Две разные концепции относительно принципов художественного воспроизведения в живописи сюжетов философских и бытовых Толстой подвер­ гает испытанию самим искусством. И сам процесс творчест­ ва ведет писателя-реалиста к объективным оценкам, к объ­ ективной истине. А в эстетике Толстого возникает проблема связи и обусловленности темы, сюжета и художественного метода. В связи с созданием «Анны Карениной», первого, как го­ ворил Толстой, в его жизни романа, продолжаются размыш­ ления над спецификой, над особенностями творческого про­ цесса. Так, в XI главе средствами художественного изобра­ жения раскрыт один из законов творчества: художественное произведение рождается как цельное и сложное единство, все детали которого, хотя и могут иметь самостоятельное значе­ ние и верны сами по себе, в произведении подчинены целому 50

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=