ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

когда исчезают все сомнения и наступает полная уверенность в своих силах и в истинности своих художнических решений. «Он стал смотреть на свою картину всем своим полным ху­ дожественным взглядом и пришел в то состояние уверенно­ сти в совершенстве и потому в значительности своей картины, которое нужно было ему для того исключающего все другие интересы напряжения, при котором одном он мог рабо­ тать» (401). В переписке, дневниках Толстого мы находим почти д о ­ словное повторение выраженных здесь мыслей. 5 ноября 1873 г., когда уже шла работа над романом «Анна Карени­ на», Толстой записал в дневнике: «Художник звука, линий, цвета, слова, д аже мысли в страшном положении, когда не верит в значительность выражения своей мысли» ,5. После примирения с Тургеневым Толстой писал ему 27 октября 1878 г.: «Не могу не желать вам все-таки того же, что и для меня составляет главное счастие жизни,— труда с уверенно­ стью в его важности и совершенстве» 16. Толстой проникает здесь и в психологию самого творче­ ского процесса, показывая тот единственный момент эмоцио­ нального равновесия, в который возможна работа художни­ ка: «Он одинаково не мог работать, когда был холоден, как и тогда, когда был слишком размягчен и слишком видел все. Была только одна ступень на этом переходе от холодности ко вдохновению, на которой возможна была работа. А нынче он слишком был взволнован» (401—402). О таком состоянии отсутствия эмоционального равновесия Толстой писал Стра­ хову 12 ноября, 17 декабря 1872 г. в период работы над ро­ маном из петровской эпохи: «...До сих пор не работаю. Обло­ жился книгами о Петре I и его времени; читаю, отмечаю, порываюсь писать и не могу... Слишком уж долго я примери­ ваюсь и слишком волнуюсь...» 17. Наконец, удовлетворение, которое испытывает Михайлов при виде своей картины, и особенно от фигуры Иоанна, рас ­ положенной на заднем плане и вовсе не замеченной посети­ телями, чувство, которому не часто отдается настоящий ху­ дожник, не оставляет сомнения в торжестве именно его точки зрения. Продолжением полемики между Голенищевым и Михай­ ловым о новом направлении в русской живописи является разговор о новом направлении во французском искусстве, возникший между Левиным, Анной и Воркуевым (гл. X, часть седьмая). Так же, как Голенищев во зражал против реали ­ 49

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=