ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

(«Жизнь Иисуса»), поскольку она становится основой для реалистического изображения Христа в искусстве как исто­ рической личности с ее конкретными человеческими особен­ ностями. Толстой видит в христианской истине «наивысшее выражение абсолютного добра», «выражение самой сущно­ сти вне форм времени» и не считает возможным, как это делает Ренан, смешивать «ее выражение абсолютное с выра ­ жением ее в истории» и сводить «ее на временное проявле­ ние». Он полагает, что «все человеческие унижающие р еали ­ стические подробности» помешают постижению вечного и абсолютного в Христе. Христа, как абсолютное выражение «красоты, истины и добра», нельзя и зображать в искусстве так, как должно и зображать «человека как государственное животное»,— таков вывод Толстого 10. В конце XI главы романа «Анна Каренина» Толстой до ­ веряет Голенищеву мысль о неучастии искусства в совре­ менной идеологической борьбе, одним из проявлений которой и был спор о традициях А. Иванова в историко-религиозной живописи. «...если Христос сведен на степень исторического лица, то лучше было бы Иванову и избрать другую историческую те­ му, свежую, нетронутую. — Но если эта величайшая тема, которая представляется искусству? — Если поискать, то найдутся другие. Но дело в том, что искусство не терпит спора и рассуждений. А при картине Иванова для верующего и для неверующего является воп­ рос: бог это или не бог? и разрушает единство впечат­ ления» и . В одном из вариантов (№ 120, рук. № 77) мысль о том, что «искусство не должно спорить», и особенно в и зображе­ нии Христа не должно нарушать традицию мастеров, писав­ ших «Бога», а не «революционера или мудреца», выражена значительно резче: «Мы привыкли соединять с понятием Хри­ ста Бога, и потому, когда мне представляют Христа как на­ чальника партии — человека, у меня является спор, сомне­ ние, сравнение. А этого-то не должно быть в искусстве 12. В этом варианте в связи с тем же вопросом поднята мо­ ральная проблема, занимавшая прежде всего Константина Левина и таким образом тоже «замыкавшая свод»: «Чем спастись», т. е. как не быть виноватым перед теми, кто на тебя работает? Этот вопрос и ответ на него, данный Христом, составляли содержание картины, представленной в варианте 47

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=