ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

тому «новейшему петербургскому направлению», с кото­ рым он спорил в своих разговорах с Крамским). Разъединяет их взгляд на принципы изображения Христа в живописи и в связи с этим — на роль А. Иванова и его традиций в религи­ озно-исторической живописи '. Это как раз та проблема, ре­ шение которой было особенно важно для Толстого в 70-х гг., в пору напряженных исканий смысла ж и з н и 7. Напрашивается сопоставление спора между Голенище­ вым и Михайловым об «избрании пу ти» 3 с содержанием картины И. Крамского «Христос в пустыне» (1872 г.), р а з ­ говор о которой, возможно, шел между художником и Тол­ стым во время яснополянских сеансов 4. Сам Крамской тол ­ ковал свою картину как отражение раздумья современного человека, а т акже художника о выборе пути, о смысле жи з ­ ни 5. Концепция человека и его пути, сформулированная Крамским, отразилась в картине Михайлова «Христос пред Пилатом», или, как представил ее посетителям сам худож ­ ник,— «Увещание Пилатом. Матфея, глава XXVII», на кото­ рой запечатлен момент, когда Христос сделал свой выбор: принять муки и смерть, но не поступиться идеей. Отсюда и нравственное превосходство его перед своим судьей, и з ам е ­ ченное Анной выражение лица Христа: ему ж а л ь Пилата. В содержании картины Михайлова Е. Н. Купреянова видит «замок» — философский смысл всего романа — победу духа над плотью 6. Портрет Толстого, выполненный Крамским, искусствоведы толкуют как воплощение ясности и цельности, ссылаясь на признание самого художника в том, что монолитная цель­ ность личности писателя более всего его поразила 1. К р ам ­ ской увидел в Толстом человека, сделавшего свой выбор. Однако те проблемы искусства, которые поставлены Тол­ стым в указанных главах романа и вообще в романе, и то, как они поставлены, показывает, что искания его продолжа ­ лись, что в решении этих проблем появились новые аспекты, новые акценты и оттенки. Уже в начале 70-х гг. у Толстого складывается своя тео­ рия относительно принципов изображения Христа в живопи­ си. 13 марта 1870 г. он записал: «Ге пишет прекрасно к а р ­ тину гражданского Христа. А это одно, что не может быть сюжетом картины из всех гражданских событий»8. Такая точка зрения помешала ему по достоинству оценить картину А. Иванова «Явление Христа н ар о д у » 9. Толстой не прини­ мает концепцию Ренана, изложенную в книге «Vie de Jesus» 46

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=