ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

Ни в один период творчества, как в 70-е гг., не было у Толстого такого обилия начатых и незаконченных произве­ дений, не было такого разнообразия тем и сюжетов, ж а нр о ­ вых и стилевых форм. Не только возраст, не только накопившийся к этому вре­ мени богатый жизненный опыт, но прежде всего глубокие изменения, к которым пришла Россия в результате своего исторического развития, обусловили собою то обстоятельство, что эпоха ломки миросозерцания Толстого совпала с 70-ми годами, с эпохой ломки самой России. Причины эти объяс­ нены В. И. Лениным в статьях о Толстом; конкретное со­ держание «перелома», суть происшедших в мировоззрении и творчестве писателя перемен раскрыты в тех же статьях и в трудах современных ученых. Роман «Анна Каренина» — это пример соотнесенности процесса творчества и теоретического осмысления его з ак о ­ нов. Процесс создания романа был одновременно моментом проверки законов искусства самим искусством. Эта внутрен­ няя связь отразилась в художественной структуре романа. Все исследователи и мемуаристы единодушно у тв ержд а ­ ют, что IX—XIII главы пятой части и другие эпизоды в ро ­ мане «Анна Каренина», так или иначе связанные с восприя­ тием разными персонажами портрета Анны, написанного ху ­ дожником Михайловым, появились вследствие встреч Тол ­ стого с И. Н. Крамским. Главы об искусстве справедливо рассматриваются ими в связи со всем идейным смыслом ро ­ мана, включаются в тот «замок», которым замкнуты его сю­ жетные и композиционные своды. Михайлов занимает среди героев романа особо важное место, сближаясь сущностью своих взглядов на многие воп­ росы искусства и художественного творчества с личностью самого автора. Совпадают их суждения о природе и некото­ рых особенностях творческого процесса, о психологии твор­ чества, о художественном методе (реализме), о путях соз­ дания типического характера, о портретной живописи и соот­ ношении портрета р. .живой натурой, о значении жанровой живописи и восприятии ее зрителем, об отношении художника к критике, к своему труду и к своим произведениям, о соот­ ношении таланта и техники, содержания и формы. Это сов­ падение тем более знаменательно, что в романе, а в вариан ­ тах особенно резко и неприязненно подчеркнута демократи ­ ческая социальная основа творческой программы Михайлова и всего его облика (художник Михайлов отнесен Толстым к 45

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=