ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

ли русского национального героя, о роли исторического лица вообще, о степени свободы и зависимости его деятельности от силы обстоятельств, доказывая несостоятельность идеи произвольного управления историей. Бла годаря приему повторения в романе достигается един­ ство художественного и понятийного мышления. Ассоциатив­ ные связи между жизненными ситуациями, близкими по сво­ ей сущности, закрепляются в суждениях одного—двух ге­ роев романа, затем, если истина совпадает с авторским мне­ нием, она переходит в его речь, и, наконец, в философских главах романа излагаются результаты проведенного «иссле­ дования» жизни художником и формулируются ее законы, как их понимает писатель. В романе нет случайных выводов. С ними можно спорить, но в этом случае нужно иметь в ви­ ду всю концепцию, а не одни только результаты. Повторение для Толстого имело целью помочь читателю удержать в памяти главные мысли, обогащаемые в романе новыми и новыми оттенками, которые привносит бесконечно разнообразная в своем содержании жизнь. Но то, что выде­ лено путем повторения, составляет закономерность жизни, сущность изображаемого явления, главное в оценке лично­ сти героя. Примечания 1. Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч. (юб. изд.), т. 61, № 111. 2. Там же, № 255. 2—3623

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=