ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
ний. Воззрения его на сущность управления событиями р а с крываются в кругу понятий о народности его деятельности. Мысль о деятельности Кутузова, как выражении народ ных интересов, о совпадении его чувств с патриотическими чувствами простых солдат формируется в романе и через не посредственное изображение Кутузова в эпизодах войны, и через повторение одного тезиса, высказываемого то князем Андреем, то самим писателем в разных вариациях. Этот те зис звучит накануне Бородинского сражения. Успех пред стоящего сражения, по словам Болконского, будет зависеть не «от позиции» и не «от вооружения», а «от того чувства, которое есть во мне, в нем... в каждом солдате» (т. III, ч. III, гл. 25). Поведение Кутузова, следящего з а ходом Бородинского боя, мотивируется его взглядами, переданными из уст авто ра местами дословно и целиком по смыслу повторяющего сказанное кн. Андреем: «...решают участь сражения не рас поряжения главнокомандующего, не место, на котором сто ят войска, не количество пушек и убитых людей, а та не уловимая сила, называемая духом войска...» Когда Кутузов отдает приказ об атаке на завтрашний день, Толстой дважды, теперь от своего лица, вводит знако мые нам идеи, преднамеренно сохраняя главные текстовые совпадения: «... настроение, называемое духом армии и со ставляющее нерв войны... то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое л ежало в душе главнокомандующего, так же, как и в душе каждого русского человека» (т. III, ч. III, гл. 35). В философских главах дана завершающая оценка исто рической роли Кутузова. И вновь писатель возвращается к тем же формулировкам, которые рассыпаны в разных ме стах романа: «Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувст вовал каждый русский солдат, что французы побеждены...» (т. IV, ч. IV, гл. 4); «Источник этой небычайной силы про зрения в смысл совершающихся явлений л ежал в том н а родном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его» (т. IV, ч. IV, гл. 5). Мы проследили использование приема повторения лишь на примере раскрытия одной линии романа. Прием повторе ния при изображении Кутузова позволил писателю от част ных случаев действий главнокомандующего в разных усло виях войны подвести читателя к мысли об исторической ро 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=