ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

шихся социально-исторических закономерностей в развитии русской психологической драмы в конце XIX века. Такое выделение определенных свойств и признаков помогает ис­ следователю нагляднее установить, что сближает и что отли­ чает драматические произведения Толстого от других д р а ­ матических произведений русских классиков XIX века. С этой целью пьесы Толстого сопоставляются с драматиче­ скими произведениями Лермонтова, Тургенева и Чехова. Особое внимание уделяется сопоставлению драматургии Лермонтова с драматургией позднего Толстого в плане об­ щетипологического изучения, а т акже преемственным связям в их драматургическом творчестве. Заслуживают внимания главы «О жизненной, психоло­ гической и эмоциональной достоверности в драмах Толсто­ го» и «Особенности психологизма», где раскрывается свое­ образие художественного метода Толстого как воинствую­ щего реалиста и проникновенного художника-психолога. В книге подчеркивается, что «жизненная, психологическая и эмоциональная достоверность и зображаемого являлас ь одним из главнейших принципов драматургической практики Толстого» (с. 203). В связи с этим небезынтересны и зыска­ ния прототипов отдельных персонажей и прежде всего обра­ за Феди Протасова. Р аскрыв ая приемы и своеобразие пси­ хологизма Толстого с исходной ссылкой на Чернышевского, В. В. Основин подробно анализирует диалоги и монологи, их роль и формы выражения в драмах великого писателя. Прослеживается с точки зрения типологического изучения творческая история «Живого трупа». В связи с этим автор обращает внимание на драматургические традиции раннего Толстого в его позднейшем творчестве. Анализируя противоречия в мировоззрении и творчестве Толстого, показывая, как они отразились в поздней д р ам а ­ тургии, автор отмечает симпатии Толстого к бунтующей личности, тяготение к изображению деятельного человека, свободного «от каких-либо религиозных исканий» (стр. 37). Анализ драматургического искусства Толстого позволил исследователю сделать совершенно справедливый вывод о том, что драматургическое наследство Толстого — новый шаг в развитии русской драматургии, и это, наряду с д р а м а ­ тургией Чехова и Горького, положило начало новому пе­ риоду в развитии театрального искусства. В книге В. В. Основина имеются и недостатки. К ним мы относим излишнюю увлеченность автора рассуждениями о 300

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=