ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
I. ТОЛСТОЙ — ХУДОЖНИК. ГРИНЕВА И. Е. (Тула) ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР» I Реалистическое искусство Толстого имеет целью вос произвести диалектику жизни, возведя ее в степень философ ского обобщения. Процесс зарождения нового в недрах ста рого — извечная основа конфликтов художественных произ ведений. К 1863 г., когда у Толстого возник замысел «Войны и ми ра», проблема отцов и детей уже стала проблемой общест венной, социально-политической. Передовых писателей вол новали судьбы лучших людей из дворянской среды. И в то же время вместе с приходом в литературу разночинцев при шел и новый герой — человек дела, которому не были свой ственны рефлексия, р а зл ад между мечтой и действительно стью. Развернулась ожесточенная литературная борьба, в которой Толстой, как известно, занял особую позицию. Уже герои его ранних произведений, образованные моло дые дворяне ■— прежде всего деятели, которым чужда пас сивная созерцательность. Они ищут путей сближения с н а родом хотя и безуспешно, однако в этих поисках приобре тают новые качества, преодолевая сословную ограниченность. Д л я них не может быть возврата к прошлому, и автор оставляет каждого на пороге нравственного возрождения. Д л я Толстого неразрывны категории нравственного и со циального. Писатель, глубоко озабоченный перспективами развития России, «превосходно знавший быт помещика и крестьянина», стремится «дойти до корня», ставя в каждом из своих произведений проблему отцов и детей. Толстому ясно, что дворянство как господствующий класс отживает свой век. В то же время Толстой не может быть последова телен, как Чернышевский, революционность которого остает ся ему чуждой. И в 60-е гг., оставив замысел «Романа рус- з
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=