ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
ственными наблюдениями и выводами. В некоторых случаях В. В. Основин небезуспешно оспаривает отдельные положе ния, высказанные его предшественниками. Так, отмечая, что злободневность поставленных в «Живом трупе» вопросов вы зв ала огромный интерес самых различных общественных групп к этому произведению, В. В. Основин пишет: «Р е а к ционная критика не без основания увидела в пьесе «ниспро вержение основ российского самодержавия, издевательство над законами его величества». Либеральная критика стре милась не замечать глубокого . жизненного конфликта в «Живом трупе», основанного на трагической невозможности его разрешения в условиях того времени. Существо конф ликта и трагедию Федора Протасова она сводила к мораль но-этической сфере, обедняя тем самым идейное содержание произведения, снижая его острое социальное звучание» (с. 45). Свои утверждения В. В. Основин заканчивает цита той из статьи В. И. Ленина «Л. Н. Толстой», в которой го ворится, что либеральная пресса в оценке Толстого отделы валась «пустыми, казенно-либеральными, избито-профессор скими фразами» ’. Интересны разделы в книге, посвященные анализу ж а н ровой специфики и композиции драматических произведе ний Толстого. Это делается в разных аспектах. З а служи ва ет внимания мысль исследователя о том, что приметными чер тами драматургии писателя являются полифоническая в сво ей основе композиционная структура, ее широта и панорам- ность. В этом автор усматривает определенное, причем поло жительное, влияние на Толстого-драматурга его эпической манеры. В то же время исследователь справедливо выдви гает тезис о том, что драматургические искания Толстого во многом соответствуют принципам, составляющим основу кинематографии. Отмечается в пьесах Толстого острота со циальных конфликтов, подчеркивается наличие трагедийных моментов. Исследование В. В. Основина привлекает к себе внима ние и тем, что в нем подчеркивается необходимость типоло гического изучения одной из разновидностей драмы — рус ской социально-психологической и вообще психологической драмы, которая в конце XIX века достигла расцвета в твор честве Чехова и Толстого. Анализ жанровой природы д р ам а тических произведений Толстого проведен в свете установив- 1 В. И. Л е н и н . Соч., т. XX, с 22—23. 299
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=