ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

ственными наблюдениями и выводами. В некоторых случаях В. В. Основин небезуспешно оспаривает отдельные положе­ ния, высказанные его предшественниками. Так, отмечая, что злободневность поставленных в «Живом трупе» вопросов вы­ зв ала огромный интерес самых различных общественных групп к этому произведению, В. В. Основин пишет: «Р е а к ­ ционная критика не без основания увидела в пьесе «ниспро­ вержение основ российского самодержавия, издевательство над законами его величества». Либеральная критика стре­ милась не замечать глубокого . жизненного конфликта в «Живом трупе», основанного на трагической невозможности его разрешения в условиях того времени. Существо конф­ ликта и трагедию Федора Протасова она сводила к мораль ­ но-этической сфере, обедняя тем самым идейное содержание произведения, снижая его острое социальное звучание» (с. 45). Свои утверждения В. В. Основин заканчивает цита ­ той из статьи В. И. Ленина «Л. Н. Толстой», в которой го­ ворится, что либеральная пресса в оценке Толстого отделы­ валась «пустыми, казенно-либеральными, избито-профессор­ скими фразами» ’. Интересны разделы в книге, посвященные анализу ж а н ­ ровой специфики и композиции драматических произведе­ ний Толстого. Это делается в разных аспектах. З а служи ва ет внимания мысль исследователя о том, что приметными чер ­ тами драматургии писателя являются полифоническая в сво­ ей основе композиционная структура, ее широта и панорам- ность. В этом автор усматривает определенное, причем поло­ жительное, влияние на Толстого-драматурга его эпической манеры. В то же время исследователь справедливо выдви­ гает тезис о том, что драматургические искания Толстого во многом соответствуют принципам, составляющим основу кинематографии. Отмечается в пьесах Толстого острота со­ циальных конфликтов, подчеркивается наличие трагедийных моментов. Исследование В. В. Основина привлекает к себе внима­ ние и тем, что в нем подчеркивается необходимость типоло­ гического изучения одной из разновидностей драмы — рус­ ской социально-психологической и вообще психологической драмы, которая в конце XIX века достигла расцвета в твор­ честве Чехова и Толстого. Анализ жанровой природы д р ам а ­ тических произведений Толстого проведен в свете установив- 1 В. И. Л е н и н . Соч., т. XX, с 22—23. 299

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=