ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
общества, государства и личности интересны Музилю под тем же самым углом зрения, что и Толстому: может ли че ловек в общественных условиях обрести настоящую духов ную стоимость, может ли он повысить свою человеческую сущность. Толстовская христианская мораль занимает Музиля не только как мораль для одного человека,— она в ажн а для него и в применении к государству. В своем дневнике он пишет: «Государство право, если оно хочет быть христиан ским. Христианский настрой мысли содержит все то, что необходимо государству. Христианское воспитание — это воспитание для общей деятельной жизни. Но как только возникает желание принудить к этому счастью других, ср а зу начинаются ошибки. Например, когда Каренин не хочет согласиться на развод, чтобы избавить жену от греха не законной совместной жизни...» 19. Образы русского писателя постоянно присутствуют в п а мяти Музиля, представляя целую идеологическую систему, с которой можно спорить, но не учитывать которую невоз можно. Толстовский образ Анны Карениной Музиль р а с сматривает как частный случай проблемы христианской морали — в масштабах государства. Ра звод немыслим для Каренина в связи с существующими в государстве религи озно-нравственными правилами и установками. Христиан ская мораль становится в данном случае орудием насилия, носит оттенок неблагополучия и лживости. Христианство как единственная и обязательная возможность для государ ства Музиля не устраивает, потому что в моральном плане оно, по его мнению, не безупречно. Однако следует заметить, что Толстой, строя и пропо ведуя свое этическое учение, рассчитывал на отдельного че ловека, не подключая его в своем идеале к цепи государст венных отношений и порядков. Именно в силу своего учения Толстой отвергал государство, видя в нем насилие и принуж дение. В этом он расходился с Достоевским, которого боль ше волновали вопросы взаимодействия между религией, церковью и государством. Достаточно вспомнить диспут в келье у Зосимы («Братья Карамазовы») по поводу статьи Ивана. Интересен в этой связи отклик Музиля на пьесу Тол стого «И свет во тьме светит». В критической статье «Моис еи» (1921 г.), посвященной знаменитому актеру, исполняв шему в пьесе Толстого роль Николая Ивановича Сарын- 291
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=