ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

ципиальное значение, потому что она имеет прямое отно­ шение к занимающей их проблеме добра и зла. Кто любит своего ближнего как самого себя, тот, очевидно, не должен делать своему ближнему зла. Это религиозное з адание «дает ясную уверенность чувства,— пишет Музиль в одной из дневниковых записей.— Кроме того совершенную регу­ лировку действий. Наконец, спокойное включение себя в объективные отношения; этого включения психиатры тре­ буют т ак же, как и католические теологи-моралисты» 16. З а ­ поведь: «Люби своего ближнего как самого себя» в ажн а для Музиля и его героев, потому что для исповедующих такую любовь она определяет весь образ внутренней и внеш­ ней их жизни. Ульрих раздумывает: «Что же значит: как самого себя? Как человек любит себя? Я бы о себе мог сказать: «Никак!» Другие, в основном: «Больше всего на свете! Слепо! Не спрашивая ни о чем и безоговорочно» 17. И он приходит к выводу: «Обычно каждый человек любит себя больше всего, а знает меньше всего. В заповеди: «Люби своего ближнего как самого себя», видимо, заключен смысл: люби его, не зная, какой он, и при любых обстоятельствах» 18. Эту заповедь христианской морали Ульрих и Агата толь ­ ко додумывают до абсолютной ясности. Они не верят в т а ­ кую любовь и такую мораль, понимая, что в их обществе праведная христианская вера в человека не возможна. Там укоренилась другая мораль, мораль бездуховного процвета­ ния и карьеризма. И любой ближний, как замечает Уль­ рих, которому они предложат свою любовь, сочтет их за сумасшедших или шарлатанов. Отвергая христианскую мо­ раль и ее официальные версии, они считают, что сама мо­ раль в буржуазном обществе аморальна. Герои Музиля действуют вразрез с моралью общества, но они никому не причиняют зла. Человек М у з и л я— это не «сверхчеловек», которому все дозволено. Идеал, по Музилю,— человек, не закабаленный буржуазной общественной мо­ ралью, сопротивляющийся массовой нивелировке, который хотя и не исключает себя из общественной жизни, но выше функций и вне их, человек, максимально развивающий свою духовную значимость, несущий ответственность за свои по­ ступки. В толстовском этическом учении австрийский писатель видит ориентир, который он учитывает при выработке соб­ ственной позиции. Взаимоотношения отдельного человека и 290

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=