ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

«Мне кажется, что описать человека собственно нельзя, но можно описать, как он на меня подействовал» 6. Сходные принципы изображения становятся определяю­ щими в творчестве самого Музиля. Особенно ярко они про­ явились в романе «Человек без свойств». В нем автор дает совершенно различное восприятие главного героя романа, «человека без свойств» Ульриха другими персонажами, что и затрудняет проблему трактовки этого характера. (В лите­ ратуроведческих работах существуют самые разноречивые мнения об этом ключевом образе романа) 7. •Касаясь принципа объективности и в более ранней днев­ никовой записи (1910 г.), Музиль отмечает, что «руковод­ ствоваться этим принципом не просто умно», но что при его помощи «удивительным образом возникает эпическое»8, т. е., по мнению прозаика, объективное изображение дейст­ вительности является главным условием возникновения н а ­ стоящих эпических полотен, в которых жизнь воспроизво­ дится при минимально ощутимом вмешательстве автора. Резюмируя свои наблюдения об объективности Толстого- художника, австрийский писатель приходит к выводу, что именно в этой объективности заключается сущность худо­ жественного гения. Но, абсолютно принимая объективность Толстого, Музиль ошибочно решает, что сущность художе­ ственного гения вообще л ежи т вне морали 9. Вряд ли можно согласиться с этой точкой зрения, потому что художествен­ ная объективность всегда основывается на определенных принципах отношения к человеку и обусловливается той или иной моралью. В романе «Анна Каренина» художник Ми­ хайлов размышляет: невозможно «написать хорошо то, что было дурно». («Дурно» — по «внутреннему достоинству») 10. И не случайно на страницах романа «Человек без свойств» развертывается диалог Музиля с Толстым на одну из самых главных тем в творчестве обоих писателей — тему морали. Это — диалог преемника с авторитетом, учителем. Закономерному, жизненно обусловленному толстовскому мо­ ральному решению противопоставляется тоже ^жизненно обусловленный, тоже закономерный, но уже другой вариант морали, морали «внеморальной». Разобраться в толстовском этическом учении и соотне­ сти его со своим собственным решением представлялось для Музиля (судя по его дневникам) очень важным. Так, к периоду между 1934 и 1937 гг. относится следующая запись писателя: «Толстовская мораль по отношению ко мне... Мо ­ 287

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=