ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
«Мне кажется, что описать человека собственно нельзя, но можно описать, как он на меня подействовал» 6. Сходные принципы изображения становятся определяю щими в творчестве самого Музиля. Особенно ярко они про явились в романе «Человек без свойств». В нем автор дает совершенно различное восприятие главного героя романа, «человека без свойств» Ульриха другими персонажами, что и затрудняет проблему трактовки этого характера. (В лите ратуроведческих работах существуют самые разноречивые мнения об этом ключевом образе романа) 7. •Касаясь принципа объективности и в более ранней днев никовой записи (1910 г.), Музиль отмечает, что «руковод ствоваться этим принципом не просто умно», но что при его помощи «удивительным образом возникает эпическое»8, т. е., по мнению прозаика, объективное изображение дейст вительности является главным условием возникновения н а стоящих эпических полотен, в которых жизнь воспроизво дится при минимально ощутимом вмешательстве автора. Резюмируя свои наблюдения об объективности Толстого- художника, австрийский писатель приходит к выводу, что именно в этой объективности заключается сущность худо жественного гения. Но, абсолютно принимая объективность Толстого, Музиль ошибочно решает, что сущность художе ственного гения вообще л ежи т вне морали 9. Вряд ли можно согласиться с этой точкой зрения, потому что художествен ная объективность всегда основывается на определенных принципах отношения к человеку и обусловливается той или иной моралью. В романе «Анна Каренина» художник Ми хайлов размышляет: невозможно «написать хорошо то, что было дурно». («Дурно» — по «внутреннему достоинству») 10. И не случайно на страницах романа «Человек без свойств» развертывается диалог Музиля с Толстым на одну из самых главных тем в творчестве обоих писателей — тему морали. Это — диалог преемника с авторитетом, учителем. Закономерному, жизненно обусловленному толстовскому мо ральному решению противопоставляется тоже ^жизненно обусловленный, тоже закономерный, но уже другой вариант морали, морали «внеморальной». Разобраться в толстовском этическом учении и соотне сти его со своим собственным решением представлялось для Музиля (судя по его дневникам) очень важным. Так, к периоду между 1934 и 1937 гг. относится следующая запись писателя: «Толстовская мораль по отношению ко мне... Мо 287
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=