ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

Музиль, знакомясь с произведениями русских писателей, творчески осваивал то новое и ценное, что находил в их наследии, аналитически подходил к их художественному методу, примеряя его к себе, соотнося открытия, уже быту­ ющие в русской литературе, со своими собственными, про­ д олж ая развивать лучшие гуманистические традиции. Имя Толстого часто фигурирует в дневниках Музиля на разных этапах его жизни, а роман австрийского писателя «Человек без свойств» (насчитывающий и в незавершенном виде 100 печатных листов) дает богатый материал для вы­ яснения сущности взаимосвязи между двумя художниками разных эпох. Факты, составляющие основу данной статьи, ранее в нашем литературоведении не приводились и не а н а ­ лизировались. Вопросы художественной манеры и писательского м а с ­ терства, стоявшие перед Музилем, неизбежно сочетались у него с проблемами мировоззрения и этической позиции пи­ сателя. Широта и универсальность Музиля-художника по­ требовали учета им и художественных образцов и идейной программы Толстого. Интересно наблюдение молодого Му ­ зиля (запись относится к 1911 г.), касающееся проблемы объективности в толстовском творчестве 4. Музиль замечает, что у Толстого один и тот же герой дается все время в р а з ­ ных ракурсах, глазами других героев. Эти субъективные призмы разных лиц создают тем не менее объективную к а р ­ тину действительного. Герои говорят сами; выр аж а я себя, они оставляют в тени автора. И не автор, а читатель дол ­ жен вынести приговор, оценить ситуацию, учитывая разно ­ голосицу героев. Музиль отмечает, что этот принцип худо­ жественного изображения у Толстого удивительно последо­ вателен. У русского писателя «никогда человек не выглядит т ак или иначе,— пишет Музиль,— всегда кто-то другой з а ­ мечает, как он выглядит. Это правило соблюдается так стро­ го, что о руках Каренина говорится как о грубых и костля­ вых, когда на них смотрит Анна, и о мягких, белых, когда это делает Лидия Ивановна. Анализ — всегда мысли отдель­ ных лиц. Так возникает сильное впечатление о соседстве (сосуществовании) различных картин мира, при этом нигде ничто не форсируется. Так, например, создается картина, как выглядит Анна, когда ее воспринимают доброжелатель ­ но и н едоброжелательно»5. Это наблюдение Музиля пере­ кликается с известным высказыванием Толстого о том, что человека можно изобразить только в восприятии со стороны: 286

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=