ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
СВИТЕЛЬСКАЯ Т. А . (Воронеж) РОБЕРТ МУЗИЛЬ О Л. ТОЛСТОМ Раскрытие литературных связей помогает увидеть пути развития мировой художественной мысли. Чем значительнее и самобытнее писатель, тем сложнее отбор, переработка им и трансформация в конечном счете тех идей и принципов художественного изображения, которые он неизбежно ус в а и в а е т— иногда д аж е путем отрицания — в творчестве других писателей. Одной из форм литературных связей является творче ский диалог двух авторов, когда их взаимоотношения состо ят не во влиянии одного на другого, а представляют про тивопоставление двух самостоятельных мировоззрений, р а з говор двух творцов в самих их творениях, когда один пи сатель служит для другого точкой отсчета: в чем-то во змож но полное единство, в чем-то только пересечения, а в чем-то и абсолютное неприятие другого. Особенно интересны такие диалоги, если беседуют пи сатели, не принадлежащие одному времени и разделенные в пространстве: писатели разных стран и разных столетий. Так, вступает в диалог с Л. Н. Толстым крупный австрий ский прозаик XX века Роберт Музиль (1880— 1942),— пи сатель, привлекающий к себе все более пристальное внима ние советских литературоведов *. Этот интерес к австрийскому автору, которому Т. Манн предрекал в 1939 г. большую посмертную с л а в у 2, вполне обоснован, т ак как творчество Р. Музиля не только значи тельно само по себе, но оно обнаруживает также довольно тесные связи с русской культурой. Не случайно к числу «де дов современности» австрийский прозаик относил трех рус ских классиков: Достоевского, Толстого и Г о г о л я 3. Будучи по своей сути художником-экспериментатором, 285
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=