ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

тонов и слияние объективной картины жизни с лирическим или сатирическим ее осмыслением,— приемы, характерные для поэтики Толстого, и самобытно примененные и р а з ви ­ тые О ’Кейси. К творчеству ирландского писателя, проникнутого п афо ­ сом борьбы и глубоко личным, страстным отношением ко всем явлениям жизни, вполне применимы слова Толстого: «Цементом, который связывает всякое художественное про­ изведение в одно целое», является «единство самобытного нравственного отношения автора к предмету»17 и, «главный интерес составляет характер автора, выражающийся в со­ чинении» 18. Какое бы событие ни показывал О ’Кейси в своих рома ­ нах, он от него переходит к размышлениям и высказывает свои мнения и взгляды. Сообщает ли он об ожидающемся в его семье рождении ребенка или о заботах по воспитанию другого, рассказывает ли о своих впечатлениях от посеще­ ния Кембриджа и от беседы со студентами, описывает ли «проходящих в печальном параде» по улицам Тотнеса э в а ­ куированных туда лондонских детей во время войны, он каждый раз развивает свои взгляды на систему воспитания и образования в Англии. Он справедливо считает вопрос воспитания нового поколения одним из главнейших и ре­ шающих в определении будущего народа: «Эти самые р еб я ­ тишки через какое-то время составят нацию»,— пишет о н 19. Он открыто и страстно обличает и прогнившую систему вос­ питания и систему управления государством в Англии. Р а с ­ сказывая о тяжелом положении детей, выброшенных бурей войны из нормальных условий, О ’Кейси заявляет: «Эти ре­ бятишки были взлелеяны тогда, когда благосостоянию Анг­ лии ничто не угрожало: они не были последствиями чумы, эпидемии, голода или войны; они — результат бедности, в которой оказались из-за прогнившей жизни, навязанной им негодными хозяевами...» (стр. 166). «Дети — сироты в буре запылившихся вопросов, догм, традиционных определе­ ний, которые оставляют большинство голов без единой соб­ ственной мысли» (стр. 170),— слышится гневный голос пи- сателя-публициста и воинствующего гуманиста. В процессе совершенствования искусства такого боль­ шого писателя, как О ’Кейси, опыт Толстого, кроме непо­ средственного воздействия на его творчество, ока зался и той формой литературного влияния, которое определила Т. Л. Мотылева ка к силу, способствующую «более быстрому, бо­ 282

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=