ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
отразить тяготение к исторической теме и народной героике и выразить веру в человека,— опыт автора «Войны и мира» в значительной степени помог ему. Стремясь отразить целую эпоху в жизни человечества, О ’Кейси создает не просто се рию романов, а эпопею, в которой з акрепляет уже отстояв шиеся впечатления, оживляет социальные события, свиде телем или участником которых был сам, осмысляет поступ ки и мысли людей, проходящих по страницам его книг,— и все это в движении истории. Его эпопея — автобиографическая, но в ней много вни мания отдано другим людям, а главное — происходящим событиям в жизни общества. Автору важно понять жизни других, чтобы лучше понять самого себя. Судьба героя, вы ходца из пролетарской семьи, находит завершение в дея тельности революционного писателя именно потому, что она составляет единое целое с судьбами других людей, с борь бой ирландского народа и других народов мира, поднимаю щихся против национального и социального угнетения. Внимание О ’Кейси привлекло к себе толстовское умение показывать многообразные связи явлений действительности и диалектику человеческой души в сложных многоплановых построениях произведений, в соответствующем строе речи. О ’Кейси в своей эпопее использует особенности композиции многопланового повествования с параллельными сюжетными линиями, совершенный образец которой первым дал Тол стой, а за ним Горький. Свободная композиция позволяет то сливать или совмещать различные планы повествования, то расчленять действия на сцены, зримые, как театральные представления (в этом, по всей видимости, проявилось и своеобразие драматургического мышления всех трех н а з в ан ных писателей). Подобно тому как Толстой энергичным н а чалом сразу же вводил читателя в суть описываемых я в лений и событий, нередко используя для этой цели большие периоды (например, начало в «Воскресении» или в «Д екаб ристах»), О ’Кейси первый роман своей эпопеи «Я стучусь в дверь» начинает огромным (более двух страниц текста) и сложным периодом. Он как бы з ая вл я ет тем самым о гран диозности замысла, о своей идее воссоздать сложную дей ствительность нового времени, о стремлении «сопрягать» значение личных и исторических событий, «диалектику ду ши» и политических течений. В этом периоде представлена з а в я з к а основного кон фликта всей эпопеи, дана та исходная модель повествова 280
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=