ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

щенников, как справедливо сказал Толстой, святы и важны только их собственные стремления подчинить себе своих соотечественников. Они стремились подчинить и Шона, сде­ лав так, что ему стало труднее жить» 13. Борясь за идейность, как основную черту истинно народ ­ ного искусства, О ’Кейси за доказательством своей правоты обращается к творчеству русских писателей и в первую оче­ редь к «стойкому и упорному Толстому», утверждая, что ве­ ликие писатели «не просто высказывают свои мнения, они извергают их». Величайшие русские писатели «все горят стремлением понять несовершенное устройство мира и пере­ создать его в соответствии с желаниями своих сердец» 14. «Придет время,— пророчески з а я вл ял О ’Кейси,— и все, за что боролся Толстой и ради чего он трудился, найдет свое воплощение в честном, деятельном и разумном образе жизни, который воцарится повсеместно, как это уже произо­ шло в Советском Союзе и в других социалистических стра­ нах. Но д аж е когда наступит эта благословенная пора, Тол­ стой останется такой же яркой звездой первой величины, как всегда» 15. Автобиографическая эпопея О ’Кейси «Зеркало в моем доме» 16, состоящая из шести романов, свидетельствует о том, что ее создатель учился у Толстого (как и у Горького) ис­ кусству познавать и воплощать в произведениях самые слож ­ ные и острые конфликты общественной жизни. У Толстого он учился умению исследовать внутренний мир человека и его связи с окружающим миром. Использование опыта Тол­ стого сказывается в том, что в характерах героев О ’Кейси правдиво и жизненно сочетаются социальные черты с инди­ видуальными. В романах О ’Кейси воплощены новаторские черты со­ циалистического реализма: смелые поиски новых форм и способов воспроизведения революционной действительности, новых средств, чтобы художественно осмыслить человека в неразрывной связи с движением истории. О ’Кейси стремится изобразить человека во всем многообразии его социальных связей, психологических особенностей, идейных исканий. Многостороннее исследование жизни во всей ее сложности приводит его к синтезу разнообразных жанровых начал и художественных средств — к жанровой полифонии, отвечаю­ щей требованиям эпохи,— эстетическому завоеванию русской литературы. Когда в 30-х гг. О ’Кейси искал новую, необыч­ ную форму произведения, чтобы воплотить свой замысел — 279

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=