ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

стого против войны, отживших общественных устоев и хри­ стианского лицемерия, всегда служила вдохновляющим при­ мером писателям-борцам, к числу которых относится и Шон О ’Кейси. Свое стремление к миру и братству и страстный протест против войны О ’Кейси дока зал активной общественно-пуб­ лицистической деятельностью и выразил в художественных произведениях. Его автобиографическая эпопея «Зеркало в моем доме», как и многие его пьесы, проникнута не толь­ ко пафосом гуманизма, идеями борьбы за свободу и спра­ ведливость, но и утверждением победы светлых сил мира над бесчеловечностью войны. Как и Толстой, О ’Кейси д о к а ­ зывает, что войны нужны правительству, генералам и капи ­ талистам для защиты строя, который уже разрушается. Д л я О ’Кейси очень важно, что Толстой был не только Человеком и борцом, но и великим поэтом. «На всем мыш­ лении Толстого л еж а л а печать поэтической одухотворенно­ сти. Такие умы в сочетании с поэтическим мировосприятием настолько редки, их значение для человечества так велико, что им не дано умереть» и . О ’Кейси т акже подчеркивает, что, «обладая на редкость глубоким и смелым умом и широчайшим кругозором», Тол­ стой «брался за разрешение самых сложных проблем... с мужеством, на которое способны немногие из нас» 12. Сам автор статьи, писатель-коммунист, участник к л а с ­ совых боев и национально-освободительного движения в И р ­ ландии, тоже смело и яростно брался за разрешение слож ­ ных проблем современности, срывал маски с ирландских националистов, предателей своего народа, с лицемеров-свя- щенников, мещан всякого рода, антинародного правительст­ ва и генералов, разжигающих- войну. В мужестве, упорстве и бескомпромиссности Толстого находит О ’Кейси моральную поддержку и стимулы для борьбы и творчества. Из романа О ’Кейси «Роза и корона» (1952) мы узнаем, что его пьесу «За оградой» (1932) служители церкви н а з ­ вали «непристойной» за то, что драматург, раскрывая кон­ фликты социальной жизни в Ирландии, ханжество и лиц е ­ мерие буржуазного общества, сделал героиней своего про­ изведения девушку, которую условия жизни привели к проституции. Отвечая своим критикам, автор романа пишет: «В молодой женщине этой пьесы не больше порочности, чем в молодой женщине Катерине Масловой в «Воскресе­ нии» Толстого». И продолжает далее, что «для многих свя- 278

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=