ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
художника в жизни, о подлинных образцах мирового искус ства, Толстой среди выдающихся деятелей мировой куль туры (Пушкин, Диккенс, Мольер, Моцарт, Микельанджело) называет испанского художника XVII века Эстебана Му рильо (30, 379). Толстой восхищался живописными работа ми Мурильо (1618— 1682). Картины его писатель видел в Лувре и Эрмитаже. В дневниковых записях Толстого от 3 марта 1857 г. чи таем: «В Париже ходил в Лувр. Смотрел Рембрандта и Мурильо» (47, 117). Бессмертные полотна Мурильо «Непо рочное зачатие» и «Девушка, считающая деньги» поразили Толстого своим удивительным мастерством. О последней картине уже незадолго перед смертью Толстой в дневнике 1910 г. записал: «Это восхитительно! Какое выражение, к а кая правдивость!» (47, 426). В записных книжках Толстой не раз упоминает об ис панском живописце XVII века Диего де Сильва Веласкесе — одном из величайших представителей живописи. Близки были Толстому ранние работы художника, на которых прав диво изображены простые люди, труженики. Писателю нр а вились сцены из народного быта многолюдной и шумной Севильи, где родился и вырос Веласкес. Так, в одном из в а риантов трактата «Что такое искусство?» Толстой, говоря об образцах подлинно народного искусства, пишет: «Поэма, картина, симфония, з ар ажающие людей тем же чувством, которое испытывал автор — есть искусство... Симфония Гайдна есть искусство... Портрет Веласкеса — искусство» (30, 383). Но более позднего Веласкеса — придворного живописца при короле Филиппе IV, вынужденного выполнять заказы короля, Толстой отвергал. Об этом свидетельствуют его з а писи в другом варианте того же трактата: «Отчего бы Гёте, Шиллеру, Гюго, Пушкину, Байрону, д аже новейшим — Мо пассану, не писать такие же истории, как Иосиф Прекрас ный, Бетховену и Шопену не писать таких вещей, как н а родные, всем понятные и трогательные песни, отчего бы живописцам, как Веласкес, Месонье и другие, не писать картины, которые были бы трогательны для всего наро да?» (30, 392). Как известно, Толстой в результате своих этических ис каний пришел к отрицанию многих образцов мирового ис кусства, оставаясь в то же время до последних дней жизни 271
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=