ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

художника в жизни, о подлинных образцах мирового искус­ ства, Толстой среди выдающихся деятелей мировой куль­ туры (Пушкин, Диккенс, Мольер, Моцарт, Микельанджело) называет испанского художника XVII века Эстебана Му­ рильо (30, 379). Толстой восхищался живописными работа ­ ми Мурильо (1618— 1682). Картины его писатель видел в Лувре и Эрмитаже. В дневниковых записях Толстого от 3 марта 1857 г. чи­ таем: «В Париже ходил в Лувр. Смотрел Рембрандта и Мурильо» (47, 117). Бессмертные полотна Мурильо «Непо­ рочное зачатие» и «Девушка, считающая деньги» поразили Толстого своим удивительным мастерством. О последней картине уже незадолго перед смертью Толстой в дневнике 1910 г. записал: «Это восхитительно! Какое выражение, к а ­ кая правдивость!» (47, 426). В записных книжках Толстой не раз упоминает об ис­ панском живописце XVII века Диего де Сильва Веласкесе — одном из величайших представителей живописи. Близки были Толстому ранние работы художника, на которых прав ­ диво изображены простые люди, труженики. Писателю нр а ­ вились сцены из народного быта многолюдной и шумной Севильи, где родился и вырос Веласкес. Так, в одном из в а ­ риантов трактата «Что такое искусство?» Толстой, говоря об образцах подлинно народного искусства, пишет: «Поэма, картина, симфония, з ар ажающие людей тем же чувством, которое испытывал автор — есть искусство... Симфония Гайдна есть искусство... Портрет Веласкеса — искусство» (30, 383). Но более позднего Веласкеса — придворного живописца при короле Филиппе IV, вынужденного выполнять заказы короля, Толстой отвергал. Об этом свидетельствуют его з а ­ писи в другом варианте того же трактата: «Отчего бы Гёте, Шиллеру, Гюго, Пушкину, Байрону, д аже новейшим — Мо ­ пассану, не писать такие же истории, как Иосиф Прекрас ­ ный, Бетховену и Шопену не писать таких вещей, как н а ­ родные, всем понятные и трогательные песни, отчего бы живописцам, как Веласкес, Месонье и другие, не писать картины, которые были бы трогательны для всего наро ­ да?» (30, 392). Как известно, Толстой в результате своих этических ис­ каний пришел к отрицанию многих образцов мирового ис­ кусства, оставаясь в то же время до последних дней жизни 271

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=