ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

художественного впечатления зависит, по Толстому, от про­ стоты и ясности изложения, т. е. красоты формы. Красота формы, являясь одним из признаков истинно художественного произведения, не обладает самодовлеющей ценностью, а приобретает значение лишь в сочетании с дру ­ гими условиями, причем в разговоре с В. А. Поссе по поводу произведений Мопассана Толстой поднял вопрос о поисках нужного соответствия между этикой и эстетикой: «у настоя­ щего таланта два плеча: одно плечо этика, другое — эсте­ тика. И если этика слишком подымается, то эстетика опу­ стится, и талант будет кривобокий» 17. Толстовские оценки произведений Мопассана непре­ менно включают в себя определение степени их художест­ венного совершенства: «забирает мастерство красок», «читал прекрасно написанный роман Мопассана» («Сильна как смерть»), «хорошо написано и забавно» («Воскресные про­ гулки парижского буржуа» ), «Ах, Мопассан. Прелесть, пре­ лесть! Это напоминает настоящее художественное творчест­ во и манит к себе». («Семья»), Толстой ведет речь об убеди­ тельной правдивости, живости изображения, ярких художественных образах, переворачивающих душу, красоте подробностей, чувстве меры в них, • простоте, благородстве языка у Мопассана. Обобщающую оценку Мопассана-художника можно обна­ ружить в следующих его словах: «У него все просто, ясно, сильно. Большой талант!» 18 Совершенство формы, ясность изложения рассматриваются Толстым как необходимые усло­ вия доступности произведения и силы его воздействия на читателей. Забота о доступности, простоте была определена сознанием, что сейчас зародился новый круг читателей. Речь идет о массовом демократическом читателе. Следова­ тельно, рассуждения Толстого о предмете искусства, лично­ сти художника, форме произведений на примере творчества Мопассана пронизаны идеей служения людям, человечеству. «Просеивая» произведения Мопассана, которые попали в по­ ле его внимания, Толстой оставляет на поверхности те, в которых соединяются все три условия истинно художествен­ ного произведения: это роман «Жизнь», «ужасной силы и цинизма и глубоко нравственно действующий рассказ» «В порту» и «прелестнейший» рассказ «Одиночество». Итак, творчество Мопассана стало одним из оснований для формирования, вычленения некоторых важнейших по­ ложений эстетической теории Толстого, и в этом отношении 264

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=