ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
и задушевно» (т. 64, стр. 340) (о романе «Сильна как смерть»). Искренность художника рассматривается Толстым как одно из условий выполнения искусством своего н а зн а чения — з а р аж а т ь читателя передаваемым чувством, быть средством общения между людьми, объединять их путем сопереживания. Вот почему показателем достоинств произ ведений Мопассана является способность з а р аж а т ь переда ваемым чувством, вызывать определенные эмоции. Характе ризуя свой любимый роман «Жизнь», Толстой пишет: «...ав тор з а р аж а л своей симпатией ко всему этому...», «во всем этом сердечный, патетический тон, невольно заражающий читателя...», «...чувство это невольно передается читателю...». На самом себе Толстой ощущал силу мопассановской искренности и заразительности. Вот его признание: «Я это без волнения не могу читать никогда» 16. Вместе с тем при мер творчества Мопассана позволил Толстому поднять воп рос о четкости мировоззренческой позиции художника, и в упрек Мопассану и многим его современникам он ставит не знание различия между добром и злом, отсутствие нравст венного отношения к предмету: «Ужасно то, что все эти пишущие и Потапенко, и Чеховы, Золя и Мопассаны д аж е не знают, что хорошо, что дурно; большей частью, что дурно, то считают хорошим, и этим, под видом искусства, угощают публику, ра з вр ащ а я ее» (т. 84, стр. 199). Д л я Толстого доб ро и зло не столь уже отвлеченные понятия. Вот он говорит об отсутствии в некоторых произведениях Мопассана нрав ственного отношения к предмету: «...он любит то, что опи сывает, уже не потому, что оно добро и нравственно, т. е. любимо всеми, и ненавидит то, что описывает, не потому что оно зло и ненавидимо всеми, а только потому, что одно нравится, а другое случайно не нравится ему» (т. 30, стр. 11). В данном рассуждении противопоставлены прихотливый вкус одного человека и представления всех, следовательно, мерилом нравственного для Толстого являются вкусы, инте ресы, представления многих людей. Нравственное отношение к предмету он считает одним из главных условий достоинства художественного произведе ния, и несоблюдение его, как это показано на примере Мо пассана («Наше сердце», «Иветта», рассказы на крестьян скую тему), приводит к одностороннему освещению явлений, бедности содержания, к художественным просчетам. Кроме выбора предмета искусства, способности увидеть его с новой стороны, четкости нравственных критериев сила 263
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=