ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

художника таково, что ему есть что сказать людям...» (т. 30, стр. 278). Уже то, что Мопассан противопоставляется Тол­ стым модному в высших кругах писателю Бурже, которому «ничего сказать не нужно» (т. 64, стр. 340), говорит в его пользу. Мало того, Толстой в некоторой мере сбли­ жа ет Мопассана со своими любимыми Гюго и Д и к ­ кенсом, которых он называет писателями «христианского духа», «религиозного настроения», имея в виду высшую сте­ пень понимания ими смысла жизни, блага общества как братства, любовного единения людей между собой. Он пи­ шет: «Но если и нет еще этого миросозерцания, то художе­ ственный дар проникать в сущность соотношений предметов приводит к такому особенному, новому и поучительному для людей миросозерцанию. И это самое совершалось в Мопас­ сане» (т. 30, стр. 278). Способность Мопассана быть участником общей жизни человечества выражается в его заинтересованном, взволно­ ванном отношении к жизни. Авторскую позицию по роману «Жизнь» Толстой определяет следующим образом: «Автор ненавидит неразумность и нелюбовность, жестокость жизни, хочет разума и любви, требует их и негодует перед отсутст­ вием их» (т. 30, стр. 276). В романе «Милый друг» он ощу­ тил «негодование автора перед благоденствием и успехом грубого чувственного животного..., и негодование перед р а з ­ вращенностью той среды, в которой его герой достигает успеха» (т. 30, стр. 9).. В рассказе «Одиночество» он почувст­ вовал хватающий за сердце крик отчаяния одинокого з а ­ блудившегося человека. «Мучается», «проклинает», «любит», «ненавидит» — вот слова, которыми Толстой характеризует отношение Мопассана к изображаемому. Он явно одобряет гражданский, публицистический пафос Мопассана, проявив­ шийся в его оценке войны, и в трактате «Царство божие внутри вас» относит его к числу чутких даровитых людей, понимающих весь ужас и всю неразумность и жестокость войны. С личностью художника, с его активной реакцией на изо­ б ражаемое Толстой связывает одно из условий подлинно художественного произведения: искренность. Он подчерки­ вал искренность в Мопассане как в суждениях о его твор ­ честве в целом («...не притворялся, что любит или ненави­ дит, а точно любил и ненавидел то, что описывал») (т. 30, стр. 4—5), так и об отдельных произведениях: «очень сер­ дечно написано» 15 (о романе «Жизнь»), «написано прекрасно 262

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=