ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
к женщине» 12. Судя по отбору произведений («Отшельник», «Истинное происшествие»), Толстой был солидарен с Мопас саном в возмущении цинизмом общественной морали, у з а конившей взгляд на женщину как на вещь, товар, откровен но выраженный героем рассказа «Отшельник»: «Те, кому не довелось испытать поэтическую любовь, выбирают женщину, как котлету в мясной, не заботясь ни о чем, кроме качества товара» 13. Из перечисленных произведений многолетнее внимание Толстого вызвал рассказ «В порту». Он занимался его пере водом, заботился о его публикации, подбирал заголовки, с удовольствием и волнением слушал чтение этого рассказа и включил его как один из лучших у Мопассана в «Круг чте ния». «На сколько мыслей наводит эта вещь! Какой глубо кий след оставляет в душе!» 14— этими словами Толстой вы разил восхищение рассказом «В порту». Если учесть х а р а к тер переделки перевода рассказа, те названия, которые давались ему («Все наши сестры», «Сестры»), дополнения, внесенные в концовку рассказа, когда герой его Селестен Дюкло вследствие открывшейся ему страшной истины гово рит: «Прочь! Р азве не видишь, она сестра тебе! Все они ко му-нибудь да сестры» (т. 42, стр. 305), станет ясно, как дорожил Толстой мыслью, вытекающей из содержания р а с сказа,— о необходимости братского отношения людей друг к другу, необходимости видеть в женщине человека. Итак, толстовский анализ содержания произведений Мо пассана доказывает, что в произведении искусства он ценит его общечеловеческую значимость, важность и нужность всем людям. Не случайно некоторые вещи Мопассана отне сены им в трактате «Что такое искусство?» к образцам хо рошего всемирного житейского искусства. И напротив, от сутствие общечеловеческого значения стало основанием для отрицательной оценки сборника рассказов «Заведение Телье» («сюжеты были такие ничтожные»), романов «Сильна как смерть», «Пьер и Жан» , «Наше сердце» и др. Особую при влекательность в плане содержания представляют для Тол стого те произведения, которые прямо или косвенно связаны с идеей человеческого братства, любви, единения. Требования Толстого к личности художника, к форме произведений также проникнуты заботой о выполнении искусством своего главного назначения: содействовать еди нению людей, воспитанию братства и любви. В вариантах «Предисловия» пишется: «Хорошо, когда миросозерцание 261
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=