ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

Толстой обнаружил в книге очерков Мопассана «На воде», где им был выделен отрывок о войне, отразивший страстный протест французского писателя против войны, его гневное возмущение политикой правительств, их жестокостью и без­ различием к судьбам народов 5. Становится понятным, поче­ му Толстой отобрал для перевода и публикации рассказ «Сумасшедший», почему в вариантах «Предисловия» этот рассказ называется в одном ряду с отрывком о войне из книги очерков «На воде». Ведь в нем проводится п арадок ­ сальная параллель между убийством — уголовным преступ­ лением и убийством на войне, считающимся почетным. И в этом рассказе слышится голос Мопассана-публициста, когда устами героя-сумасшедшего говорится: «Можно подумать, что те, кому предназначено устраивать эту человеческую бойню, окружены презрением. Нет! Их осыпают почестями, их одевают в золото и сверкающие мундиры...»6— и назы ­ вается государство в числе виновников кровавых преступ­ лений. В другом отрывке из книги «На воде» Толстой увидел скрытую критику институтов принуждения, к которым при­ бегают современные цивилизованные государства. Л. П. Ни ­ кифоров комментирует: «В «На воде» ему особенно нрави ­ лось описание того, как в Монте-Карло, за отсутствием тю­ рем и тюремщиков, не знают, что делать с преступниками» 7. Этот отрывок был настолько по душе Льву Николаевичу, что он сам перевел его, дал название «Дорого стоит», внес некоторые существенные дополнения в его со д е рж ани е 8. Толстой ценил в Мопассане-художнике способность ви­ деть и изображать пошлость и пустоту жизни. Его внимание привлек рассказ «В семье» («особенно хорошо изображена здесь эта пошлость жизни») 9. В обличении пошлости и пу­ стоты жизни Толстой усматривал положительные тенденции творчества Мопассана: «Он удивительно умел и зображать пустоту жизни, а уметь это может только тот, кто знает нечто, вследствие чего жизнь не должна быть пустой» 10. Необычайно важное значение придает Толстой произве­ дениям Мопассана, посвященным теме человеческого одино­ чества. В «Предисловии» пишется: «Явление, более всего му­ чившее Мопассана, к которому он возвращается много раз, есть мучительное состояние одиночества, духовного одиноче­ ства человека, той преграды, которая стоит между челове­ ком и другими...» (т. 30, стр. 21—22). В рассказах «Одино­ чество», «Орля», романе «Монт-Ориоль» Толстой почувство­ 259

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=