ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
НА УМ ЕН КО Т. К. (Новосибирск) Л. ТОЛСТОЙ О МОПАССАНЕ «...по моему мнению, Мопассан после Виктора Гюго — лучший писатель новой эпохи» Л . Н. Т о л с т о й Восприятие и оценка Толстым творчества Мопассана уже были предметом исследования в ряде работ обобщающего характера и специальных с т а т ь я х 2. Д анна я статья имеет целью установить связь между ин тересом великого русского писателя к творчеству Мопасса на, участием его в отборе произведений Мопассана для пе ревода на русский язык и их публикации, работой его над «Предисловием к сочинениям Гюи де Мопассана», много численными высказываниями по поводу отдельных произ ведений и формированием некоторых важнейших положений эстетической теории Толстого, в частности, вопроса о н а зн а чении искусства. Учитывая те идеи, к которым приходил Толстой в резуль тате раздумий над судьбами мирового искусства, можно по нять и причины его глубокого интереса к Мопассану, и круг произведений французского писателя, вызывавший его при стальное внимание, и характер некоторых его переделок про изведений Мопассана. В атмосфере загнивания буржуазного искусства, когда обозначилась его индивидуалистическая сущность, Толстой ратовал за искусство, служащее человечеству, стоял за об щечеловеческую значимость произведений искусства. В его письмах, специальных статьях по вопросам искусства, оцен ках произведений русских и зарубежных классиков уже просматривается то важнейшее положение его эстетики, ко 257
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=