ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
замечал подтекстных, междустрочных, ситуативных наме ков и указаний на взаимоотношения действующих лиц и на те пружины, которые приводят в действие весь механизм драмы, пусть д аж е относительно абсурдной в частностях п в целом. Дело, по-видимому, вовсе не в этом, а в том, что Тол стому как художнику был дорог и близок именно тот ме тод описания и та манера психологических характеристик, которые он сам с таким совершенством ра зработал и пре творил в своих сочинениях. Известно, что неподражаемый стиль великого писателя раскрывается в подробнейшем рас смотрении и эксплицитном описании всех причин, стимулов, импульсов, ситуаций, которые приводили героя в то или иное состояние; описание сложных и противоречивых д у шевных движений во всех деталях, тонах и полутонах; об стоятельная мотивировка поступков, которая была 6$>i не под силу ни одному из действующих лиц романов Толстого, если бы этим действующим лицам пришлось самим объяснять свои поступки. Д р ам а как вид искусства, с точки зрения Толстого, не располагает такими возможностями описания, какие он ге ниально создал на страницах своих романов. Можно пред положить, что эта сравнительная недосказанность драмы (и в характеристике действующих лиц и в обрисовке ситуации) по отношению к роману в том его жанре, который создал Толстой, несколько р а з д р аж а л а великого писателя. Вспом ним, что в очерке о драмах Шекспира Толстой холодно от зывается и о драмах Пушкина (усматривая в них по др аж а ние Шекспиру) и о своих собственных драматических произ ведениях. Можно смело высказать предположение на тот счет, что Толстому не понравились бы сочинения Хэмингуэя именно из-за его лаконичного, телеграфного стиля, играющего на недосказанностях, на смыслах, вычитываемых между строк. Раскрытию мотивов действий героев, тщательному описа нию их душевного мира Толстой придавал первостепенное значение. В. Шкловский так об этом пишет: «Дело не столько в том, что делает человек, сколько в том, почему он это делает. Иногда работа по созданию сюжета занимала у Толстого два месяца, а психологическое оправдание дей ствия героя много л е т » 2. В обрисовке характеров, мотивов их поступков Тол с т о й— непревзойденный художник. Одна из ярких особенно 253
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=