ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

замечал подтекстных, междустрочных, ситуативных наме­ ков и указаний на взаимоотношения действующих лиц и на те пружины, которые приводят в действие весь механизм драмы, пусть д аж е относительно абсурдной в частностях п в целом. Дело, по-видимому, вовсе не в этом, а в том, что Тол­ стому как художнику был дорог и близок именно тот ме­ тод описания и та манера психологических характеристик, которые он сам с таким совершенством ра зработал и пре­ творил в своих сочинениях. Известно, что неподражаемый стиль великого писателя раскрывается в подробнейшем рас ­ смотрении и эксплицитном описании всех причин, стимулов, импульсов, ситуаций, которые приводили героя в то или иное состояние; описание сложных и противоречивых д у ­ шевных движений во всех деталях, тонах и полутонах; об­ стоятельная мотивировка поступков, которая была 6$>i не под силу ни одному из действующих лиц романов Толстого, если бы этим действующим лицам пришлось самим объяснять свои поступки. Д р ам а как вид искусства, с точки зрения Толстого, не располагает такими возможностями описания, какие он ге­ ниально создал на страницах своих романов. Можно пред­ положить, что эта сравнительная недосказанность драмы (и в характеристике действующих лиц и в обрисовке ситуации) по отношению к роману в том его жанре, который создал Толстой, несколько р а з д р аж а л а великого писателя. Вспом­ ним, что в очерке о драмах Шекспира Толстой холодно от­ зывается и о драмах Пушкина (усматривая в них по др аж а ­ ние Шекспиру) и о своих собственных драматических произ­ ведениях. Можно смело высказать предположение на тот счет, что Толстому не понравились бы сочинения Хэмингуэя именно из-за его лаконичного, телеграфного стиля, играющего на недосказанностях, на смыслах, вычитываемых между строк. Раскрытию мотивов действий героев, тщательному описа­ нию их душевного мира Толстой придавал первостепенное значение. В. Шкловский так об этом пишет: «Дело не столько в том, что делает человек, сколько в том, почему он это делает. Иногда работа по созданию сюжета занимала у Толстого два месяца, а психологическое оправдание дей­ ствия героя много л е т » 2. В обрисовке характеров, мотивов их поступков Тол ­ с т о й— непревзойденный художник. Одна из ярких особенно­ 253

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=