ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
Лира, раздавшего королевство; а ведь в этой и других о с т р о -' тах шута метафорическая, гротескная картина безумства Лира! И все эти остроты монтируются в сюжет, создавая типичную для шекспировских драм трагикомическую к а р тину. Толстой считает драматургически неудачными те моно логи Лира, которые тот произносит в бреду; однако, эти мо нологи весьма ценны с художественной точки зрения именно потому, что из них можно вывести причину сумасшествия Лира; здесь полная аналогия тому, что мы наблюдаем в «Макбете», в сцене, где сумасшедшая леди Макбет в бредо вом монологе проговаривается и выдает себя как соучаст ницу в убийстве короля Дункана. Драматургически неоправданным считает Толстой не- узнавание Диром Кента, в частности, в той сцене, где Лир спрашивает Кента, кто он. Кент, по мнению Толстого, отве чает «в шутовском, совсем не свойственном его положению тоне: «Я честный малый и такой же бедный, как король» (291). Конечно, необходимо иметь в виду, что в этой сцене Лир — уже не король, а Кент — не герцог, а шут, поэтому можно допустить, что Лир не узнает Кента, это неузнава- ние в какой-то мере символическое: нет прежнего Лира, есть Лир, тронувшийся рассудком. Абсурдный поступок Лира (отказ от власти и принятие зависимого положения от злых, неблагодарных дочерей) не предсказуем по своим последствиям. Этот поступок приводит (правда, не без вмешательства случая) к гибели Корделии. Толстой считает смерть Корделии ненужной. Р а змышл е ния на эту тему могут привести к мысли о том, что, быть может, не нужна и смерть Дездемоны, и смерть Гамлета... Здесь, видимо, дело в том, что драматическая коллизия соз дает свою логику развития событий в трагедии, эти события выходят из-под контроля действующих лиц, последствия событий непредсказуемы; так, например, в «Гамлете» никто из главных действующих лиц не представлял себе своей судьбы, да и ра звя з ка трагедии «Король Лир» т акже более чем неожиданна для всех ее участников. Итак, налицо абсурдные ситуации, поступки, речи. Но абсурдность их поддается объяснению и, следовательно, все гда относительна. Это объяснение может быть получено из контекста, широкого или узкого, вычитано между строк. Конечно, совершенно невозможно допустить мысль о том, чтобы великий писатель не отдавал себе в этом отчет, не 252
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=