ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

i:i. ТОЛСТОЙ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВИЛЮМАН В. Г. (Ленинград) Л. ТОЛСТОЙ О ДРАМАХ ШЕКСПИРА В известном очерке Л. Н. Толстого «О Шекспире и о д р а ­ ме» 1 (1903) творчество Шекспира рассматривается в широ­ ком контексте эстетических, философских, этических и рели ­ гиозных взглядов великого писателя. Здесь мы остановимся лишь на тех положениях этого полемического труда, которые показывают различие худо­ жественного метода великого русского писателя и великого английского драматурга. Полемизируя со многими авторитетами и знатоками Шекспира — Джонсоном, Газлитом, Шелли, Гюго, Бранде- сом, Тургеневым, Фетом, Толстой не разделяет их мнений о сочинениях Шекспира, утверждая, что сочинения этого д р а ­ матурга не отвечают требованиям драматического искусства. В шекспировских драмах , по мнению Толстого, герои по­ ставлены в неестественные ситуации, действуют несоответст­ венно своим характерам , не имеют четких речевых х а р а к ­ теристик. К такому выводу приходит великий писатель в ходе весь­ ма тщательного, подробного, остроумного, а местами и до ­ вольно резкого по выводам критического разбора «Короля Лира» и нескольких других драм Шекспира. Надо признать, что Толстой очень зорко усмотрел неле­ пые, абсурдные, неестественные ситуации, в которые попа­ дают герои шекспировских драм; действительно, эти ситуа­ ции часто именно таковы. Но с кого спрашивать за то, что герой попадает в нелепую ситуацию или ведет себя абсурд ­ но,— с героя или с драматурга? Таким образом, принимая справедливые замечания Тол­ стого о нелепости или, говоря современным языком, абсурд­ ности многих ситуаций в «Короле Лире» и других драмах Шекспира, необходимо вместе с тем поставить вопрос о том, 250

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=