ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

СЕРГЕЙЧЕВА А. Ф . (Тула) ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЕМА ПОВТОРЕНИЯ В РОМАНЕ «ВОЙНА й МИР» В литературе о мастерстве Jl. Н. Толстого-художника уже давно обращено внимание на одно из своеобразий в созда­ нии портрета его героев: наличие повторяющейся характ ер ­ ной детали («хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка» княгини Лизы; «античная красота» Элен; «толстый, широкий» Пьер; «черноглазая, с большим ртом» Наташа, княжна Марья с «лучистыми глазами» и др.). Портретная деталь служит средством усиления изобрази­ тельности, является своеобразной живописной манерой Л. Н. Толстого, благодаря которой портретная галерея ро­ мана «Война и мир» незабываема, лица живы, оригинальны. Не ставя своей целью возвращаться к этому разносто­ ронне освещенному приему, отметим, что он является лишь элементом в общей системе приемов повторения, широко ис­ пользованных в романе «Война и мир». В нем есть целый ряд повторений другого плана, каждый из которых имеет свое значение. Самый главный ряд повторений связан с ве­ дущими проблемами романа: свободы и зависимости, роли личности в истории. В пределах этого ряда повторений можно также наметить те, которые относятся к таким внутренне близким героям, как Кутузов, Багратион, солдаты, с одной стороны, и Алек­ сандр, Наполеон, Сперанский и солдаты, народ, с другой сто­ роны. А так как исторические лица в романе читатель видит часто в восприятии вымышленных героев романа, от имени которых передано осознание отдельных моментов историче­ ского процесса, то названные выше два ряда повторений ассоциативно связаны с интересами, мыслями и чувствами князя Андрея и Пьера Безухова. Чтобы не загромождать анализ, остановимся лишь на 25

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=