ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

собственное сознание долга перед людьми, настоящую бли­ зость к ним. Героиня рассказа «Ф р о »— дитя счастливого времени, когда правильное устройство жизни, разумное распределе­ ние ее сил и благ создает особую ясность мироощущения человека. Это мир, созданный для любви. Фро любит своего мужа Федора, знающего тайны машин, отец Фро, Нефед Степанович, старик-машинист, страстно привязан к парово­ зам; любовь раздвигает пределы жизни Федора. Мир, в ко­ тором обращаются герои, пересоздан их любовью, он искре­ нен, прост и велик. Но великое пространство жизни и соз­ дает испытание для любви Фро: муж ее уезжает на Дальний Восток, а потом «собирался поехать в Южный советский Китай и стать там солдатом...» 14. В сознании Фро нет по­ нятий о связи частного и общего, малого и великого, ее чув­ ство эгоистично и ей предстоит одолеть свой наивный эгоизм через разочарование и осознание невозможности жить в по­ стоянном одушевлении любовью к одному близкому чело­ веку. Эгоизм личного счастья, по Платонову, «срабатывает­ ся» испытанием в человеке его высших возможностей. Такой путь для Фро и близких ей людей лишь угадывается, т. к. все они, разрозненно, находятся на низшей ступени нравст­ венного чувства любви — эгоизма наслаждения, самоотре- ченной любви работника к совершенному процессу труда (отец) или наслаждения процессом мышления (Федор). «...Они хотели быть счастливыми немедленно, теперь же, раньше, чем их будущий усердный труд даст результаты для личного и всеобщего счастья. Ни одно сердце не терпит от­ лагательства, оно болит, оно точно ничему не верит... Федор в страсти воображения шептал Фросе слова о таинственных силах природы, которые дадут богатство человечеству, о ко ­ ренном изменении жалкой души человека» 15. Нравственное обаяние образов «Фро» объясняется осо­ бенным мастерством Платонова, показавшего, как жизнь будит в человеке личность. Но для изображения процесса роста сознания героя в изменяющемся мире революции П л а ­ тонову необходимо было обогащать и развивать свою эсте­ тику. Бот почему при всей необычности и уникальности своего видения эпохи он не мог «не впитывать» опыт, прин адлежа­ щий реалистам-предшественникам — прежде всего в диалек ­ тике сопряжения малого и великого, частного и общего. В этом смысле Платонов должен был с большей широтой и 235

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=