ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

себе и противоречие, связанное с преимущественным внима­ нием писателя к проблеме трагической зависимости труже ­ ника от прошлого. Революция создает объективные, решаю­ щие условия для роста трудящегося человека, превращения его в личность. Изображение советского человека в интенсивном росте его сознания потребовало социальной документализации процесса и во многом видоизменило структуру платоновских произведений. Богатство личности героя Платонова прояв­ ляется в его способности свой жизненный путь проверить высшими этическими критериями. Когда и откуда приходит высший нравственный опыт к трудящемуся человеку? На эти вопросы и необходимо было ответить Платонову. «Связь между самыми общими вопросами миросозерца­ ния и линиями жизненного поведения, которая раньше от­ крывалась лишь таким гениям, как Достоевский и Тол ­ стой,— пишет В. Днепров,— сделалась ныне очевидной для всех» 13. Под этим углом зрения, видимо, и важно рассмот­ реть опыт творчества Платонова 30-х—40-х гг. В его рас ­ сказе «Фро» (1936) можно видеть идеальное воплощение того представления художника о нравственном становлении героя, когда действительность «правит» человеком в един­ ственно нужном направлении. Сознание героя еще не р а с ­ полагает опытом нравственного самоконтроля и работа соз­ нания не выступает в своем глубоком субъективном выр аж е ­ нии. Д л я художественной объективизации этого взгляда Платонов располагает гибкой и оригинальной художествен­ ной системой. Автор сохраняет в этом рассказе почти ск а ­ зочную условность пространства. Дальнее пространство в сказке создает свободные условия для вовлечения элемен ­ тов сказочного повествования (например, соединения сюже­ тов и расширения смысла до выявления общечеловеческого). Этим пользуется Платонов. Во многих его произведениях пространственные планы служат оформлению нравственно-этической концепции жи з ­ ни, принадлежащей народу. Например, в рассказе «Июль­ ская гроза» дети попадают под власть тех сил жизненного пространства, которые неподвластны человеку (гроза, сила стихий), и сам этот факт становится главным в нравствен­ но-этической характеристике людей и разрешении проблемы добра и духовной близости людей. Отец, забывший о своих детях во время грозы,— это нравственный чужестранец, ко ­ торому предстоит долгий жизненный путь, чтобы обрести 234

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=