ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

«успел н аж и т ь себе большой ум от горя, беды и д о л г о ­ л етия» 10. Этот слой р а с с к а з о в с т р а гедийным подтекстом у П л а т о ­ нова очень значит елен . Его р а с смотрени е п о д т в е рж д а е т с о ­ вершенно особое повышенное зн ач ение д л я всего творчества пи с ат еля ка т е гории со знания — обстоятельс тво , которое д ел а е т в принципе сопос т авимыми художе с тв енные системы Толстого и П л а т он о в а , хотя смысл сопос т авления з а к л ю ­ ч ае т ся не в установлении прямой линии преемственности П л а т о н о в а от Толстого, но в ис следовании той сложной эволюции , которую проходит т радиционный народный х а ­ ра к т ер русской ли т е р а ту ры у П л а т он о в а . «П сихоло гич е ская р е ал ьно с т ь со знания и с амо со зн ани я человека — вот то поле, на котором п р о я в л я е т с я у Толстого в заимод ейс твие м еж д у ч еловеком и миром по принципу о б ­ ра тной связи. Тем с амым это р е ал ьно с т ь одновременно и с убъ ек тивн а я и о б ъ е к тивн а я . И в этом все д е л о ,— пишет Е. И. Купр е яно в а о главном худ оже с тв енном открытии Т о л ­ стого п . Т аким обр а з ом , со знание ч ело в ек а, которое ф о рм и ­ руется действительностью , о б л а д а я способностью с ам о к он т ­ роля, изучения себя к а к об ъ е к т а и со зд а е т особую психиче­ скую р е альнос т ь (по эстетическим з а к о н а м ) . Тем с амым дости г а е т с я сложно с т ь и д и а л е к т и ч е с к а я подвижнос ть в и зо ­ б р аж е н и и отношений ч ело в е к а с миром . С а м а я н а с ущ н а я пробл ем а жи зни пла тонов ско го героя — сознание, усвоение пр а ви льных предс тавлений о мире. И м е н ­ но революция, уч ас тие в ней стимулирует «сопряжение» с т аро го с новым в знании, ибо с т аро е д л я т р уж е ни к а — это ус тоявший ся , з а кон с ер вир о в анный временем опыт, а р е в о ­ л ю ц и я— лом к а . Обрет ени е нового со знания — мучительный процесс перехода тру д ящ е го с я ч ел о в е к а к новому п о л ож е ­ нию в мире, новым человеческим отношениям , новым н р а в ­ ственным пр ед с тавлени ям . Своим творчеством П л а т о н о в у к а ­ зы в а е т и на самые сложные, тра гиче ски е условия этого перехода, с в я занны е с т яж е лым наследием прошлого в судь ­ бе н арод а . Это обстоя т ельс тво с т авило его художе с тв енные поиски под у д а ры критики , у пр е к а вш ей пи с ат ел я в н е оп р а в ­ д анном внимании к пережи точным я в л е ни ям истории н а р о д а (нищете и беспомощности миропонимани я) 12. П ри этом д а ­ леко не всегда уч и ты в а л а с ь с в о е о б р а з н а я эс т е ти к а П л а т о ­ нова: п ер е р а б о тк а фоль клорных ж а н р о в и фоль клорны е способы обобщения, особый строй мышлени я и я зы к а и т. д. Вместе с тем п л а т он о в с к а я эс т е тика долгое время несла в 233

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=