ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
трудящегося большинства. Поведение же «массового» чело века в революции во многом определяется поистине первой для него возможностью действовать от имени своей личности, «включать» себя как личность в коллектив ную жизнь. Этот психологический и нравственный барьер оказывается необычайно трудным для героя Платонова. Вот почему выход к интенсивности личной внутренней жизни, самоанализа — редкий и высший момент, по-своему зн аме нательный в социальной биографии этого героя. Человек, поднявшийся до высоты осмысленного индивидуального творчества, знаменует, по Платонову, высший этап социали стической революции. Такой момент отмечен в рассказах «На заре туманной юности» (1938), «В прекрасном и яростном мире» (1941), «Афродита» (1945), «Возвращение» (1946). Таким образом, психологический акт самоанали за не снят у Платонова, он сопутствует герою на очень высоких уровнях социального развития, когда трудовое мастерство героя и высочайшие нравственные стимулы труда позволяют ему не только сознавать историческую закономерность сво его высокого положения в мире, но и выверять свой нравст венный опыт самыми высшими критериями долга, достоин ства, гордости, счастья. Высший мир у Толстого — нравст венная реальность. Высший мир у П л а т о н о в а— реальность нравственная и социальная. В этом различии проявился характер изменений в жизни народа, связанных с Октябрь ской революцией, художником которой и стал Платонов. «Ольга любила правильное устройство мира» («На заре туманной юности») — это фраза-лейтмотив в рассказе. Оль га связывала это правильное устройство жизни с именем Ленина, который знал всю нужду трудящегося человека. Сознание реальности «правильного устройства мира» сфор мировало душу девочки, сумевшей в критический момент прийти к единственно правильному решению: ценой собст венной жизни спасти воинский эшелон. Толстовский герой приходит к осознанию реальности всеобщей и высшей связи между людьми — в любви. Это сознание спасительное для героя. Им определяется необычайно сложная проверка выс шей нравственной истины опытом личной жизни и других людей, вовлеченных в личный мир героя. «Ближе» всего к этой толстовской концепции стоит платоновский рассказ «Возвращение». Это рассказ о любви. Эгоизм любви героя, капитана Иванова, возвращающегося с фронта по демоби лизации, не исчерпывает всего нравственного содержания 231
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=